Ув. коллега, выложил пост про лечебное воздействие звездюлей, на лечебный процесс.
http://dpmmax.livejournal.com/473116.html По-пробую пояснить.
Болезнь болезнью, но кроме болезни у каждого человека есть свой личный характер. Плюс личное понимание того что можно, а чего нельзя. Да на "чистую" болезнь звездюли не действуют. А вот на все остальное - еще как.
Надо четко понимать, что ни одно психическое заболевание не существует в вакууме. Психическое расстройство всегда накладывается на характер, на личность пациента. И уже в зависимости от личности пациента - таким или иным образом проявляет себя.
В письме, присланном автору поста приведен первый пример - про бабушку, наверное не сильно ошибусь если предположу, что речь идет о деменции, слабоумии то есть. К сожалению повторюсь психическое заболевание не существует, так сказать изолированно, в вакууме, оно накладывается на уже существующий характер. Деменция совершенно по разному будет протекать у бабулечик, которая всю жизнь была тихой , как мышка, ни кому ни чего не доказывала и жила, что называется «для других» - детей, внуков и так далее и «бой-бабой». Обычно такие «тихие» бабулечки в поле зрения психиатров и не по-падают и слов-то таких деменция родственники не знают. При этом и бессонница и галлюцинации и бредочек у такой бабушки вполне может быть, но она сидит себе тихонько в уголочке и не мешает, не создает проблем окружающим. Обычно таких бабушек родственники забирают к себе в семью и такой бабулечек тихонечко доживает свой век окруженная детьми и внуками, она их уже и не помнит и не узнает, и себя-то уже в зеркале не знает, считает что это какая-то подружайка пришла. Сидит себе о чем-то с зеркалом по своему лопочет и лопочет.
Видела я таких бабушек за все время 2 раза. Ну не вызывают к ним психиатров, от слова совсем. В одном случаи дочка перепугалась, что у бабушки появилось не держание кала, обратилась к проктологу, ну а тот и посоветовал психиатра. Во втором внуки переезжали в США на постоянное место жительство и очень хотели забрать бабушку с собой. В обоих случаях скажу честно назначать ни чего не стали - пояснили по уходу и позавидовали белой завистью, что ну вот надо же, в здоровье какими хорошими людьми были эти бабулечки. Поверьте ни у кого бы в семье на этих бабушек рука бы не поднялась.
С волевыми, «бой-бабами» и теми, которые «я всем докажу и я всем покажу» - отдельная история. В поле зрения психиатров они по-падают с деменцией в 100% случаев, ну если родственники вынуждены с ними как-то контактировать. Такая бабушка устроит шорох, еще когда деменция легкой степени или умеренная. У таких больных как-то субъективно чаще бывают идеи преследования, отравления. Именно такие пишут во все инстанции, что «ветерана обидели», требуют всякого разного, порой совершенно не осознавая, что ее лично качество жизни от этого не улучшится. Именно такие бабушки мотают нервы родственникам, когда уже не помнят не фига и не в состоянии себя обслуживать и родственники пытаются нанять им сиделку, начинают устраивать цирки о том что они не хотят что бы посторонние были и т.д. и т.п. Именно такие бабушки и дедушки отказываются пить лекарства и упаси Бог если родственники их берут к себе жить - начинаются ежедневные сборы «домой» и истерики. Как правило в 100% случаев такие пациенты уже попадают в поле зрения психиатров в умеренной деменции. С ними просто не возможно находиться. Плюс у таких пациентов есть как правило близкие родственники со схожими чертами характера и порой весьма часто не наделенные высоким интеллектом, со сформировавшимся зависимым поведением. Это звездец. С одной стороны у бабусечки характер сам по себе мягко скажем не сахар, совсем не сахар, с другой деменция снижает контроль интеллекта, понижая порог что можно, что нельзя, становится грубо говоря «все можно». Ну и родственник еще вместо того что бы такую бабуську приструнить, начинают им потакать. Примеров про безумных старух и их неадекватных родственников могу привести много. «Лечится» такое только комбинацией лекарства+звездюли. Увы. По иному ни как. Ни каких волшебных слов которые могут заставить такую вот старуху хотя бы принимать лекарства не существует и хоть как-то себя по-приличнее вести. Вернее они есть - такая бабулька должна четко и однозначно усвоить, что если она не пьет лекарства из рук родственников или сиделки, то следующая остановка дурдом. И точка. Как правило такие старухи не верят, остальное зависит от слаженности работы психиатра и родственников. Если психиатр сможет продемонстрировать достаточно убедительный пассаж про дурдом, а родственники достаточно убедительное уже позже старухе «Мы заплатили ТАКИИИИИИИИИИ деньги» или еще что-то на что конкретно именно эта пациентка, что называется поведется, то как правило ситуацию удается выправить. Если родственники и психиатр оказываются в плане угроз не убедительны - дурдом в отдельно взятой семье продолжится и ни какие лекарства помогать толком не будут.
Можно конечно дать большую дозу, но тогда бабулька перестанет ходить и будет все-время спать, а это прямая дорога на тот свет.
Бить, если честно старух и стариков считаю не нужно, от слова совсем. Да иногда их приходится принуждать - засунуть насильно в ванную помыться, иногда насильно покормить, напоить, затащить домой, когда такая вот краса начинает концерты на улице устраивать. Но целенаправленно бить ? Это не по людски.
Терапевтического эффекта от этого нет. Да болевые раздражители или страх их ожидания - а больные деменцией воспринимают и часто «помнят» именно на уровне эмоций, могут некоторое время стимулировать более адекватное поведение, как бы собирать пациента. Но на долго ли самого пациента хватит ? Жизнь в постоянном страхе - это и инфаркты и инсульты, да и вообще однозначное ускорение смерти.
Не много иная ситуация с молодыми пациентами с сохранным интеллектом. Тут вопрос мягко скажем не однозначен, особенно если это подростки или юноши-девушки. Как правило в молодом возрасте с сохранением интеллекта - это шизофрения. Тут очень все не просто. У таких ребят, девушек - вся жизнь впереди, да есть болезнь. Но далеко не все и всегда нужно списывать на болезнь. Такие пациенты и могут и должны себя контролировать. Надо четко различать поступки совершенные под воздействием галлюцинаций и бреда, и то не всегда все так уж однозначно и поступки совершенные в рамках реализации своей личности, характера.
Да когда пациент галлюцинирует - как бы пациенты чего не говорили, но отличить реальность от нереальности пациент не может. Ни как, от слова совсем. Но его поведение в галлюцинировании будет определяться опять же его личностью - характером, воспитанием, предшествующим опытом, нравственно-моральными установками.
Приведу пример - пациент «видит»(галлюцинирует), как насилуют 5 летнего ребенка. Он это реально видит, как вы свою руку, шкаф, стол за которым сидите, это полная реальность, к ней не возможно отнестись в сам момент галлюцинирования критически, усомниться в ее реальности. Так вот один больной станет спасать ребенка и вполне реально может убить, другого человека в котором «увидит» насильника, а другой больной может поржать- «О круто ребенка насилуют», еще и онанизмом позаниматься на это. Причем подчеркну он будет твердо уверен, что насилуют ребенка «на самом деле». А третий, присоединиться к процессу - и вполне может кого-то изнасилдовать, в ком он увидит этого ребенка.
Пример приведен реальный. Так уж вышло, что за 2 месяца прошло 2 случая с примерно одинаковой фабулой.
Кражи, алкоголизация, наркотики, грубое, агрессивное поведение, лень, не желание учится, работать и т.д. и т.п., как правило галлюцинаторно-бредовыми переживания не обуславливаются - это в большей степени характер и вседозволенность. При этом больные шизофренией достаточно ригидны и воспитанию поддаются не очень, у них ослабляются мотивационные механизмы (так называемый дефект) грубо говоря на ваши «воспитательные» подходы им нагадить с большой колокольни, а вот физический фактор - очень даже обладает хорошим мотивационным эффектом.
Надо очень четко понимать, что к таким подросткам, юношам, девушкам и т.д. надо относится более требовательно, чем к здоровым. Им что бы жить нормально надо прикладывать на много больше усилий, чем здоровому. И если вы такого ребенка будите жалеть, то на выходе вы получите ворох не решаемых в принципе проблем с его поведением, как результат психо-неврологический интернат. И ВСЕ. Не хотите этого - гоняйте - звездюлями, п****лями, чем хотите, но такой ребенок должен обязательно учится, работать, ни секунды в праздности. И очень четко должен понимать, что ответственность за его жизнь - на нем, не на обществе, ни на родителях, ни на врачах, а только , лично на нем. И тогда все будет нормально.
Я часто, когда работаю с докторами рассказываю эту историю, как иллюстрацию, того что шизофрения - это не конец, а на самом деле только начало.
Женщина, 46 лет. По профессии врач-психиатр. В настоящее время владелица частной кампании в сфере IT. В возрасте 30 лет развернутый галлюцинаторно-параноидный приступ шизофрении, который длился 3 года. При этом пациентка работала врачом. Жутко боялась потерять работу, так как тогда бы было не на что кушать. Шло очень быстрое формирование дефекта. В возрасте 31 года смогла самостоятельно обучится каким-то основам сайтострения. Стала выполнять какие-то минимальные заказы для каких-то западных фирм, почти совсем бесплатно. Но как она говорила в то время - ну хоть что-то, плюс занята. Я ее в это время периодически видела - она медицинский халат одевала по 30-40 минут. Как она говорила «полностью отсутствуют автоматические движения- мне надо подумать, как и что напрячь, что бы поднять руку и так далее» (для специалистов - это схизис), очень плохо. Препараты практически не помогали - моментально формировалась резистентность + покупать хорошие лекарства - те же атипики у нее не было тупо денег. А были еще старики родители, которые сами ждали, что дочка что-то даст. Вы себе не представляете, как она себя гнала, как себя заставляла. С жуткой акатизией, которая сформировалась на галоперидоле, она как-то умудрялась работать , да и еще стала изучать уже какой-то язык программирования. Я не знаю, как она сумела. Честно скажу не у меня, ни у кого из коллег не поднялась рука отправить ее в дурдом, даже когда она стала просится, так как «все не могу больше». Примерно через 3 года яркие галлюцинаторные переживания пожухли, стало больше псевдогаллюцинаций. Но появилась постшизофреническая депрессия - опять замедленность, она в это время чуть реально не суициднула - удержало чувство долга перед родителями и чувство вины перед лечащим врачом- понимала, что доктора «распнут», если что. А потом ей повезло, крупно повезло - фирма на западе, для которой она что-то периодически делала, предложила пройти ей какие-то западные он-лайн курсы с сертификацией и предоставили переводчика. Она прошла эти курсы, потом освоила еще какие-то, стала уже реально программировать, продолжала работать на эту фирму. Да ей не платили, как другим по 30 долларов час, ей платили в 3 раза меньше, но у нее постоянно была работа, а значит появились уже какие-то деньги. А тут как раз удалось перевести ее с галоперидола на сердолект (он очень и очень дорогой), плюс как-то постепенно стала разрешаться депрессия. Все же вот эта профессиональная успешность сыграла огромную положительную роль. Дальше больше - сердолект стал у нее отлично работать, галлюцнирование еще через пару лет практически сошло на нет (1-2 эпизода в неделю в данной ситуации было не о чем). Ну а потом она поняла, что количество заказов одна уже не тянет и стала нанимать людей. Сейчас вполне обеспеченная женщина, вышла замуж, муж знает чем она болеет, но… Как-то так. Такой вот пример роли личности в болезни.