краткий анализ нового ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Jan 09, 2012 17:08

Несмотря на активное сопротивление общественности
21 ноября 2011 года принят без изменений Федеральный закон РФ N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

За исключением некоторых статей, закон вступил в силу с 1 января 2012 года.
Положения закона, ограничивающие права граждан:
  • сохранено опасное для семьи определение здоровья как состояния физического, психического и социального благополучия человека. Учитывая, что угроза здоровью согласно статье 77 Семейного кодекса РФ является основанием для внесудебного отобрания ребенка из семьи, определение здоровья в широкой редакции ВОЗ (для общечеловеческих, а не для юридических целей) позволит отбирать детей из семей по социальному признаку, то есть из-за бедности.

  • включена статья, устанавливающая приоритет прав детей при оказании медицинской помощи, что означает превосходство прав детей в этой области над правами иных граждан, в том числе родителей. Это может позволить необоснованно умалять права родителей в сфере охраны здоровья и в случае их нарушения отбирать детей, лишать родительских прав.
  • действует положение, фактически лишающее родителей права на охрану здоровья своих несовершеннолетних детей по достижении ими 15-летнего возраста. С этого момента вся информация о здоровье детей является для родителей врачебной тайной и любое медицинское вмешательство (к примеру, аборт) становится возможным лишь с письменного согласия самого ребенка, составленного без ведома и участия его родителей.
  • ограничены права родителей на нахождение с больным ребенком старше четырех лет (бесплатно только по медицинским показаниям, т.е. на усмотрение лечащего врача. За деньги - ограничений нет);
  • есть опасная формулировка о «детях в трудной жизненной ситуации» (может использоваться, чтобы держать их в больнице против воли родителей);
  • урезано понятие врачебной тайны (Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

 - при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах;
 -в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
 -в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности).
  • сохранена дискриминация женщин, выбирающих домашние роды (домашние роды возможны, а вот медицинская помощь в них - нет);
  • не предусмотрена административная защита прав пациента (что позволяет защищать права пациенту  только в суде);
  • ограничены права пациента на помощь представителя по нотариальной доверенности в больнице или роддоме для защиты прав (разрешен допуск только адвоката, родителя или опекуна).
  • декларируется обязанность (!) граждан заботиться о сохранении своего здоровья.
  • пациент, находящийся на лечении, обязан соблюдать режим назначенного лечения (что плохо согласуется с правом на отказ от любого медвмешательства).
  • право сменить или выбрать врача или медицинское учреждение доступно пациенту теперь только раз в году (как небезызвестный Юрьев день когда-то...).
К сожалению, все перечисленное было сохранено законодателями вопреки многократно выраженной воле отдельных граждан и общественных организаций.
Интересно, злонамеренно это было сделано или по привычно халатному отношению к своей работе чиновников... В любом случае, практическую сторону ограничений прав граждан этим законом мы сможем наблюдать уже совсем скоро.
Арина Покровская.

законы, дети, права граждан

Previous post Next post
Up