Несмотря на
активное сопротивление общественности,
21 ноября 2011 года принят без изменений Федеральный закон РФ N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
За исключением некоторых статей, закон вступил в силу с 1 января 2012 года.
Положения закона, ограничивающие права граждан:
- сохранено опасное для семьи определение здоровья как состояния физического, психического и социального благополучия человека. Учитывая, что угроза здоровью согласно статье 77 Семейного кодекса РФ является основанием для внесудебного отобрания ребенка из семьи, определение здоровья в широкой редакции ВОЗ (для общечеловеческих, а не для юридических целей) позволит отбирать детей из семей по социальному признаку, то есть из-за бедности.
- включена статья, устанавливающая приоритет прав детей при оказании медицинской помощи, что означает превосходство прав детей в этой области над правами иных граждан, в том числе родителей. Это может позволить необоснованно умалять права родителей в сфере охраны здоровья и в случае их нарушения отбирать детей, лишать родительских прав.
- действует положение, фактически лишающее родителей права на охрану здоровья своих несовершеннолетних детей по достижении ими 15-летнего возраста. С этого момента вся информация о здоровье детей является для родителей врачебной тайной и любое медицинское вмешательство (к примеру, аборт) становится возможным лишь с письменного согласия самого ребенка, составленного без ведома и участия его родителей.
- ограничены права родителей на нахождение с больным ребенком старше четырех лет (бесплатно только по медицинским показаниям, т.е. на усмотрение лечащего врача. За деньги - ограничений нет);
- есть опасная формулировка о «детях в трудной жизненной ситуации» (может использоваться, чтобы держать их в больнице против воли родителей);
- урезано понятие врачебной тайны (Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
- при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах;
-в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
-в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности).
- сохранена дискриминация женщин, выбирающих домашние роды (домашние роды возможны, а вот медицинская помощь в них - нет);
- не предусмотрена административная защита прав пациента (что позволяет защищать права пациенту только в суде);
- ограничены права пациента на помощь представителя по нотариальной доверенности в больнице или роддоме для защиты прав (разрешен допуск только адвоката, родителя или опекуна).
- декларируется обязанность (!) граждан заботиться о сохранении своего здоровья.
- пациент, находящийся на лечении, обязан соблюдать режим назначенного лечения (что плохо согласуется с правом на отказ от любого медвмешательства).
- право сменить или выбрать врача или медицинское учреждение доступно пациенту теперь только раз в году (как небезызвестный Юрьев день когда-то...).
К сожалению, все перечисленное было сохранено законодателями вопреки многократно выраженной воле отдельных граждан и общественных организаций.
Интересно, злонамеренно это было сделано или по привычно халатному отношению к своей работе чиновников... В любом случае, практическую сторону ограничений прав граждан этим законом мы сможем наблюдать уже совсем скоро.
Арина Покровская.