Я писала вчера про этот фильм.
По отклику решила написать еще о фильме. (во многом и для себя скомпоновав имеющуюся информацию тут).
Суть в том, что он был снят не зря, повлиял положительно на многих людей, разные страны учли полученную информацию: например, в Великобритании убрали дома ребенка, заменив приемными семьями...
- потому можно перепосты, в сети фильм есть, можно смотреть и думать. Тем, кого очень затрагивает, можно тепло позаботиться о себе или обращаться к психологам, чтобы вылечить свою откликающуюся боль. Это никогда не поздно.
Итак, фильм "Джон" / John (Джеймс Робертсон, Джойс Робертсон) 1969
Фильм показывает влияние кратковременной разлуки с родителями на маленького ребенка. Он стал одним из целой серии фильмов, в которых подробно показывалось воздействие на маленьких детей разлуки с родителями.
Джеймс Робертсон, проводивший съемку, был социальным работником, он также входил в исследовательскую группу, изучавшую влияние на маленьких детей разлуки с родителями. Его супруга Джойс, которую мы видим в нескольких кадрах фильма, также была социальным работником, специалистом по дошкольной работе.
Дом ребенка, о котором идет речь в фильме, был организован при некоммерческом фонде и специализировался на уходе за детьми из неблагополучных семей. Данный дом ребенка также являлся базой для прохождения практики будущих воспитателей домов ребенка. Поэтому студентки часто сменяли друг друга.
До помещения Джона в дом ребенка Робертсоны ознакомили его родителей со своими планами для того и получили разрешение на съемки. Они также рассказали родителям о том болезненном опыте, который может появиться у ребенка.
Годом ранее семья Джона переехала, и родственников, которые могли бы присмотреть за ребенком, не было. Родителям было нелегко принимать такое решение - они, конечно, понимали, что Джон будет очень переживать в доме ребенка, но им все же казалось, что это наилучший выход. Родители заблаговременно посетили дом ребенка вместе с Джоном. В возрасте 1 год и 5 месяцев ребенок, конечно же, не понимал цели этого визита. Родители Джона сами не имели ясного представления о том, в какие условия малыш попадет в доме ребенка, и как это отразится на нем.
Создатели фильма пытались снимать ситуацию как таковую и Джона таким, какой он был. Конечно же, присутствие оператора и наблюдателя оказывало некоторое влияние на поведение взрослых.
Джон привык, что родители оберегают его. Его реакция на разлуку, в общем, была типична. Ни один "домашний" ребенок его возраста не справился бы в подобных обстоятельствах.
Наблюдая за тем, что происходило с Джоном в течение 9 дней пребывания в доме ребенка, мы видим стадии разрушения привязанности, описанные Джоном Боулби.
Когда ребенок, у которого была сформирована привязанность, неожиданно расстается с близким человеком и остается с незнакомыми людьми, то он обычно проходит через три стадии. Прохождение этих стадий - постепенный процесс адаптации к потере близкого человека.
Начальная стадия: протест - ребенок плачет, зовет родителей и пресекает попытки отвлечь его;
Вторая стадия: уход в себя - ребенок кажется скучающими, безразличными и апатичными, ищет одиночества, бездумно смотрит в пространство, плохо ест и мало играет;
Конечная стадия: отчужденность - похоже, что ребенок "воспрял духом" и стал активным, однако его игра порой кажется бессмысленной. Продолжая оставаться в учреждении, зачастую, ребенок мало озабочены переживаниями окружающих и может сам стать поверхностным и эгоцентричным.
Поначалу не вызывал особого беспокойства у воспитателей. Позднее его переживания стали столь очевидными, что его уже невозможно было оставлять без внимания. Воспитатели брали его на руки, старались утешить, но они работали посменно и должны были уделять внимание и другим детям. Дежурная медсестра пыталась найти физическую причину такого поведения и регулярно измеряла ему температуру. Взрослые, очевидно, не понимали, что причиной того, что маленький ребенок плачет, отказывается от еды и плохо спит, вероятнее всего, служит его эмоциональное, а не физическое расстройство.
Возраст четверых из пяти детей, показанных в фильме - от года и трех месяцев до двух лет. Они находились в доме ребенка с первых недель после рождения и были напористы и требовательны. Лишь один ребенок в группе имел опыт воспитания в фостеровской семье. Находясь в группе, дети заботились о себе сами. У них не было привязанности к отдельным воспитателям. Казалось, они не получают удовольствия от взаимоотношений, не расстраиваются, когда воспитательница выходит из комнаты, и не улыбаются в ответ на ее возвращение.
Робертсоны поддерживали связь с семьей Джона после его возвращения домой. Авторам фильма казалось, что родители Джона делали все возможное, чтобы удовлетворить его требования. Но в течение долгого времени вся семья жила в большом напряжении. Опыт разлуки оказался для Джона очень травматичным. Это был не тот опыт, который "формирует характер". Наоборот, Джон стал очень бояться возможной разлуки. Много месяцев спустя он все еще продолжал проявлять сильнейшее беспокойство в случае, если он не знал, где его мама.
Робертсоны показали "Джона" сначала в Великобритании, а затем за рубежом. Фильм глубоко поразил и затронул большинство зрителей, включая министра здравоохранения Великобритании. Благодаря фильму многие люди получили возможность понять, как страдают дети, разлученные со своими родителями. Этот фильм также вызвал серьезные дискуссии о том, какие формы заботы о детях являются приемлемыми. Это, в свою очередь, повлекло за собой фундаментальные изменения в системе ухода за детьми. В результате фостеровская (замещающая) семья стала официально признанной формой воспитания.
Детей стали помещать в фостеровские семьи в случаях, когда нахождение ребенка в своей семье невозможно. Дома ребенка в Великобритании были закрыты.
Копии фильма были приобретены университетами и колледжами большинства стран мира (за исключением стран Восточной Европы и Советского Союза).
Показывая фильм в разных странах, Робертсоны привыкли к наиболее распространенному комментарию: "Такое может произойти в Великобритании, но не у нас". Оказалось, что во всех странах, где демонстрировался фильм, существовали дома ребенка, в той или иной степени препятствовавшие развитию детей.
В США фильм прошел с успехом, однако, аудитория постоянно отрицала наличие домов ребенка в стране. Но, как выяснилось, в каждом штате был приют, где условия пребывания детей были ничем не лучше, чем в доме ребенка, в котором побывал Джон. Эти приюты создавались для краткосрочного размещения детей на период, пока им подыскивают замещающую семью, однако, во многих случаях дети задерживались там на несколько лет.
На конференции Международной Ассоциации научно-документального кино в Лейпциге жюри пришло к мнению, что "фильм "Джон" технически снят на высоком уровне, однако, не соответствует социалистической действительности".
Фильм "Джон" получил Серебряную Медаль на Венецианском кинофестивале; Серебряную Медаль Медицинской Ассоциации Великобритании. Фильм также получил Специальный Приз за Фильм Величайшего Значения от Британского Фонда страхования жизни - это высочайшая награда Великобритании для учебных фильмов в медицине и здравоохранении".
Взято отсюда. И еще немного о фильме:
"Фильм «Джон», созданнан исследователями-психоаналитиками Джойс и Джеймсом Робертсоном в 1969 году. Для большинства мам, и не только мам, эта документальная запись на любительскую камеру смотрится почти как фильм ужасов. Сорокаминутная запись кажется какой-то бесконечной…
- Запись сделана в Доме малютки, куда на 9 дней отдали полуторагодовалого Джона его родители (маме пора было вновь ложиться в родильный дом, а у папы много работы).
Родители Джона не монстры - любящие, обеспеченные, совершенно благополучные, просто такие временные помещения детей в дома малютки были в то время обычной практикой. Кино-камера все 8 дней фиксирует изменения в поведении, психологическом и физическом состоянии ребёнка, который прежде никогда не оставался без мамы и вдруг неожиданно лишился её близости и заботы.
Информации об исследованиях Робертсонов, создателей теории привязанности, на русском языке практически нет.
Насколько я поняла, съемки фильмов для исследователей стали вынужденной мерой, в теории их выкладки не получали должного внимания общественности и специалистов. Напротив, многие медицинские работники резко опротестовывали их выводы. Изначально свои наблюдения они проводили в больничных палатах, где больных малышей на время лечения изолировали от матерей.
Чтобы разрушить мифы о безобидности подобных действий, Робертсон раздобыл деньги на простенькую камеру и кинопленку и снял первый в своей жизни фильм - фильм о пребывании в больнице двухлетней Лауры (на русский язык не переведен). Этот видео-документ сумел достичь желаемого эффекта, которого не могли произвести рукописные труды детских психиатров. Фильмы Робертсонов широко обсуждались и привели к изменениям взглядов на эти вопросы и в профессиональной среде и в общественном сознании.
- И тем не менее, этот фильм до сих пор актуален. Я до сих пор постоянно сталкиваюсь с непониманием этих очевидных вещей. Вот именно вчера ... разговорилась с музейной работницей - молодой бабушкой. Рассказывает, что внука отдали в сад в год и три. Я спрашиваю, постепенно ли отдавали, ведь не сразу на полный день? Её ответ:
«Конечно! Сразу на весь день - это всё воспитатели с ума сойдут!». А про ребенка ни слова.. что его крики? - Главное, уши воспитателей поберечь… Классическое: поплачет-поплачет, привыкнет и успокоится… ребенок ещё, вот и не соображает. А ведь приятная женщина, сразу видно, любящая бабушка.. О здоровье ребенка очень беспокоится, говорит, жалко, что такого малыша в садик… носик каждый день промываем, иммунитет поддерживаем. А как же всё остальное? Откуда в их головах столько мусора и куда же из их сердец повыветривалось всё самое естественное - женское, материнское?
- А истории в больницах? Когда ребёнка забирают и двери перед мамой захлопывают, и плевать сколько ему годиков или только месяцев, и плевать на грудное вскармливание, плевать, что никогда раньше без мамы не оставался. Какие-такие должны быть непреодолимые сложности, не позволяющие обеспечить совместное пребывание ребенка и мамы? Мне девушка - парикмахер рассказывала, как у неё дочка заболела и в восемь месяцев в инфекционку попала, врачи ребенка взяли и дверь перед её носом захлопнули без всяких разговоров… Знаю, что с желтушкой у нас тоже всех кладут без мам. То есть на ночь мам из палат выгоняют. А ведь это первые месяцы жизни ребенка.. например, скольким из них после таких испытаний удается сохранить грудное вскармливание, в период его установления, когда ночные кормления как раз самые важные?
Ведь это элементарные, простейшие вещи… Мама и ребёнок - одно целое. Всего-то на год-два-три, но это так. Надо принять это как данность и действовать исходя их этой данности и не нарушать этой гармонии - залога для физического и психологического здоровья ребёнка на всю жизнь, психологического здоровья семьи на долгие годы вперед. Нельзя воспринимать это как банальную помеху - причуду слишком нежной и впечатлительной мамочки или слепую привычку несмышлёного детёныша".
Взято отсюда.