Под праздник случилась дискуссия, когда один интересный мужчина решил прояснить, наконец: что нужно сделать, чтобы все стало хорошо. В стране.
А что бы еще обсудить психологам и расстановщику под новый год?)) ни много ни мало.
Я, разумеется, неточно пересказываю, потому и имен не называю, а нарочно формулирую упрощенно, как я люблю. Ну и вообще, пишу мою версию)
Речь пошла для начала о современной политической обстановке в России. Но психологи всегда желают зрить в корень, потому мы и начали ..зрить.
- Друг вспомнил о климате и историческом образовании страны. Климат северный в основном, жить в нем трудно. Климат такой понуждает к сплоченности (мы, община, важнее чем личность и индивидуальность), к сбору и перераспределению доходов (чтобы выжила вся община, армия, а не только те, кто успел заработать).
С другой стороны, вопрос границ. Мы страна огромная. А почему? Никогда особой военной агрессии у нас не было, мы не Германия с ее маршами вечными и не Восток с желанием самоутверждения любой ценой. У нас другой способ защиты границ - путем поглощения. Мы потому и называем радостно соседние народы братьями - очень хочется проглотить. Это такая пассивная агрессия, просто от желания безопасности. Слияние и поглощение, поглощение и слияние... Упс, как бы не подавиться...
Да, такая защита видится нам часто более привычной и приятной. Но она от этого менее агрессивной не становится, ее только разглядеть и заметить сложнее.
Но мы не братья, не родные люди. Мы разные, отдельные, хотя и часто связаны семейными историями, кровью и войной. Но это не делает нас одной семьей.
В России и в семьях с индивидуацией и сепарацией сложновато, коллеги со мной согласятся.
- Ну и что, спрашивает мой друг? что делать-то?
и рассматриваем этот вопрос на примере моего поста про то, что мне горько читать про уголовное дело Навальных. А мне горько только оттого, что дело уголовное, а не морду в подворотне бьют, и потому хочется прямо соответствия закону. А закона там и нет. И потому нет ясности, много тумана, отчего мне грустно и небезопасно.
А я же, блин, за права личности, ценность индивидуальности, закон и ясность... Что-то делаю, делаю, и даже результаты есть, а потом вот наталкиваюсь на такое и ... горько.
При этом личный выбор и ответственность самих обвиняемых мною признана и уважаема, и никакая жалость для меня тут совершенно неуместна.
- Легкую агрессию вызывают только те же призывы, прямо из той же точки - "выйди за его брата, как за своего". Но это уже мое личное нежелание брататься с кем-либо с кондачка, да еще и всем миром. Это для меня агрессивная манипуляция, а не просьба помочь.
- А откуда же такой туман, почему нет закона? - говорит друг.
Если нет порядка, значит, нет границ. Друг вспоминает нетленное: любой народ достоин своей власти. И то верно - это не Сталин написал миллионы доносов и пр.
- В этот момент вспоминаем про воровство. Про сейчас. Как до сих пор нормально потихоньку тырить у компаний, где работаешь, у государства и пр.
Вот просто воровать - все еще нормально для большинства из нас.
Это не хорошо и не плохо в данном контексте, это просто деталь мозаики. Воровство - яркий признак нарушения границ. Когда неясно, где мое, а где твое, и нет внутреннего запрета на смешивание и нарушение этих зон.
- А зоны-то есть. А мы, ударно травмированные недавним "все вокруг колхозное, все вокруг мое", до сих пор бодро несем это по жизни...
Ну не все, конечно. Но столь многие...
И, если окружение ваше или вы не воруете ни по мелочи с работы, ни у государства и пр. - это еще не значит, что все ок с границами.
- Ну, про границы тема долгая, красивая и отдельная (границы же!)... Помню, лет много назад делали мы с коллегой тренинг про границы, и так бодро все пошло, аж одна участница в обморок упала. Больше не делали))
- Ну и что же, если нет порядка и границ, значит, мы дети все, ждем папу-царя-бога-лидера модного-демократического, не берем на себя ответственность? а что же делать-то?
Ну как. Присваивать себе свои границы, для начала. Замечать их, наполнять свою территорию своими ценностями, быть готовым отстаивать их. Да не мечом, а хоть просто словом - мол, это мое и мне так важно. А потом можно и спросить - а тебе как важно? и только потом всякие "вместе" могут идти...Все остальное - слияние и поглощение, поглощение и слияние. И много тумана и фоновой агрессии, раздражения про все и ничего одновременно...
Почему фоновой? потому что иначе станет все ясно, если проявить по-честному. Пока не проявляешь, отчего злость и боль, и возникает масса проекций - это мы за брата, это за братский народ, это за демократию... А как назовешь чувства, да присвоишь их, тут сразу и ясность и мир и покой.
- Ну как же, это про то, чтобы менялся конкретно я?
- Да, а ты хочешь поменять всех вокруг? Страну нашу, например, а уже потом тебе будет в ней счастье, да?
Свежо предание, да сколько лет на счастье страны не клади, оно не придет. А вот если менять себя, да не менять, блин, а просто собирать по кускам и принимать мучительно и упорно - вот и будет оно, ну не сразу счастье, может, но все больше мира, тепла, доверия и чего там еще счастливым выдают...
- Ну вот ты, меняешься, выходит, типа, становишься счастливее, а люди-то вокруг не меняются?
Очень даже все вокруг меняется. Мы же системные все, хоть и неродные)) кому это знать, как не расстановщику.
- Если я, к примеру, увидела свою проекцию "Это не мир опасен, а я боюсь и потому всем вломить готова" - и сразу попустилась. И дети мои, раз я этот кусок в себе приняла, тоже могут принять. И я в них смогу это принять, не буду их долбать "не ходи туда, без меня нельзя, с тем не дружи, с этим не дерись" или "что ты боишься, все нормально, не хнычь и пр."...
И отец этих детей тоже меняется, и вся система потихоньку, как круги на воде. Потому что с каждым принятым куском (я нарочно так ненаучно выражаюсь) я могу принять тот исключенный опыт, что завис где-то ранее... и тогда не только исцеленный (тот, кто целее стал буквально), но и те, на кого он смотрит, исцеляются.
- Вот, пришли к жуткой банальщине - хочешь изменить мир, начни с себя.
Но помните, что наблюдатель за процессом эксперимента не может не менять эксперимент?
В психологии и в опыте житейском и простом это о том, что если вы смотрите на ребенка, к примеру, как на морального урода, так и будет расти в нем то, что кормит ваш взгляд. А если будете изо всех сил видеть лучшее, так и отрастет оно.
- А если это лучшее в себе суметь увидеть, так и сил особых не надо. Просто смотришь, и понимаешь, что он хороший, вот это же видно просто. И так на кого угодно можно смотреть.
Я в этой точке очень наивная, знаю. Но таков мой опыт и мои слова.