В окрестностях Пафоса, практически на его окраинах, есть несколько мест, ради которых можно потерпеть даже всепоглощающую жару. Доехать до них просто - на городских автобусах, карточка на неделю стоит 22 евро - заплатил, и катайся, сколько хочешь. Соотечественников мы, правда, встречали только в одном автобусе, выезжающем за город, 615, ездящем вдоль береговой полосы и развозящем людей по разным пляжам.
Итак, монастырь святого Неофита. Там очень здорово! Мы никак не могли ожидать - такого не было никогда и нигде! - что в самом крутом месте, пещере св. Неофита (Энклистре), не будет вообще никого (охранник на нас не обращал внимания). Мы разглядывали изысканные росписи, для чего иногда садились или даже ложились на пол, а в какой-то момент просто немного полежали на прохладном каменном полу, глядя в глаза Пантократору в непосредственной близости. Это совсем маленькое пространство, там три пещерные ниши, своды невысоки, буквально на уровне вытянутой руки, так что Пантократор лежащему (или стоящему на коленях) человеку смотрит в глаза близко.
Об особенностях росписи и житии св. Неофита написала Наташка:
https://nantik7.livejournal.com/200740.html, так что я останавливаться на этом не буду. Как мне видится, даже более поздние элементы росписи сохранили мощность красок и утончённость комниновских фресок.
Так и думается о монахе на ослике по каменистым горным тропам в поисках приюта, ага. Только надо посмотреть на фрески, где св. Неофита возносят в небеса архангелы Гавриил и Михаил и на предстательство св. Неофита перед Господом, где он в одном пространстве с Иисусом, Божьей Матерью и Иоанном Предтечей. Это прижизненные фрески, то есть преподобный постоянно молился перед ними, созерцал их... Образ нищего монаха-странника вместе с осликом медленно исчезает в тумане. Зря, между прочим. Монах-исихаст, учитель, каковым был преподобный Неофит, вполне мог в поиске приюта тащиться на своём осле по горной дороге и даже, скорее всего, это периодически делал. Смирение в нашем представлении - это не его история, да и вообще, видимо, это не про исихастов. Зато трудный и жёсткий поиск приюта для молитвенных бдений - про них, и, верно, про святого Неофита.
Преподобный был очень продуктивным писателем, и все свои труды он писал на разговорном греческом, на котором научился читать и писать в 18 лет, а классическим литературным греческим так и не овладел. В общем, это ужасно интересно!
А мы тем временем всё же, преодолевая себя, вылезли из пещеры и пошли в монастырь. Он сейчас действующий. Как я уже писала, здесь хорошо. Тихо, народу мало, большой главный монастырский собор XVI века с еле видными ренессансными фресками, небольшой и очень приятный музей. И не жарко, вернее, жарко, конечно, но, как бывает в горах, - сквозь сухую жару пробивается свежесть, можно сидеть на лавке и смотреть себе на горный пейзаж, задумываясь об ослике, бредущем по каменистой тропе...