Вне зоны действия сети (3)

Jan 07, 2021 11:59




Путь наш лежал из Винниц в Вологодскую область, в Вытегру, и дальше - в Каргополь. И начался он снова с инициации, только на этот раз это была не река, это была дорога. О, какая это была дорога! Началась она в тот момент, в который закончилась Ленинградская область и началась Вологодская. Вместе с Ленинградской областью закончилась самая вульгарная грунтовка, по такой же мы вчера сотни километров проехали, и началась переполненная вчерашним многочасовым дождём... не знаю, наверное, грунт там есть, определённо есть. Машина, мне кажется, ревела, вырываясь из одной глинистой водяной бездны и ныряя в другую (это субъективное - она ничего такого не делала, но на её месте я бы ревела обязательно). Это было бесконечно - ощущение, что ты делаешь тяжёлую работу, физическую, само собой, и эта работа будет длиться всегда. - Что ж, продолжим, - сказал Кирилл после короткой передышки. И мы продолжали...
Не так это и долго тянулось, как нам казалось, а Вытегра оказалась симпатичным городом на Онеге, где есть шлюз, музей подводной лодки, маяк. Бродя по музею и разглядывая жизнь подводников, мы со Светкой думали о том, что чувствовали моряки в «Курске» - в этом тесном мире об этом хорошо думается, особенно если у тебя клаустрофобия.
А ещё в Вытегре была церковь (сейчас там тоже есть церковь, но речь не о ней). Вернее, даже не в самой Вытегре, а рядом, в селе Анхимово, практически город, Вытегорский погост. Построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы была в 1708 году, и была она 25-главой. Собственно, она - предшественница 22-главой Преображенской церкви на Кижах (1714). Деревянное узорочье. Двадцатистенок (восьмерик с четырьмя прирубами), потолок - Небо. В 1708 году храм был поставлен без фундамента, поэтому стал проседать, и в 1793 его аккуратненько разобрали и снова собрали, но уже на фундаменте. Храм обшили и выбелили, имитировав каменную кладку (и защитив брёвна от влаги). Потом - парочка ужасных реставраций конца XIX - начала XX веков, о которых не буду. А потом, в начале 1960-х, речь пошла о передаче храма верующим, с одной стороны, и о реставрации, с другой. Архитектор и реставратор (совершенно замечательный: церковь в Кондопоге, Кижи и многое другое) Александр Викторович Ополовников подготовил план реставрации, тщательно обмерил церковь и всю-всю детально сфотографировал. Дело жизни, ага. А в 1963 году она сгорела (наверное, деньги на реставрацию выделили). А.В. Ополовников настаивал на восстановлении Покровской церкви, но при его жизни она восстановлена не была. Не была она восстановлена в Анхимово никогда. Но всё же она есть, у нас стоит, в усадьбе Богословка. Так получилось, что этой странной весной я там была и видела её.



Фото С.М. Прокудина-Горского
Восстанавливалась Покровская церковь по материалам А.В. Ополовникова карельскими плотниками (18 венцов сруба, купола и лемех делали в Петрозаводске, а потом перевезли в Невский лесопарк). В фундаменте - камни из фундамента церкви Анхимово. А.В. Ополовников не дожил до её восстановления... и не дожил до гибели церкви в Кондопоге...




В это лето я была на трёх озёрах, бескрайних, как море, Ладожском, Онежском и Белом. В сорока километрах от Вытегры берег Онеги - первобытно-высокие красные горы с остроглавыми могучими елями по верхам. Это Андома-гора, или Андомский геологический разрез. Здесь люди находят разные окаменелости, кристаллы горного хрусталя. Мы не искали, я здесь вообще ушла далеко от всех и просто сидела, ни о чём не думая. Так бывает, когда встречаешься с вечностью.




И снова дороги, иногда нормальные, часто - разбитые практически в небытие. Богоявленская пятиглавая церковь в Палтогах (1733) видна издалека - она стоит прямо на архангельской трассе. Золото свежеструганного лемеха, номера на брёвнах - реставрация, очень точная, перебрали каждое бревно. Она, собственно, ещё не закончена. В 2009 году эта церковь рухнула всем своим многоглавием вовнутрь, возможно, не выдержав тяжести снега, или, может быть, скапливающийся на лесах, оставленных в восьмидесятых годах реставраторами, снег привёл к гниению венцов сруба. Сейчас она снова красива, деревянное золотое узорочье. Только грустно рядом с ней почему-то. Радости нет.



Такая она была до реставрации. Фото 2009 года (не моё). Но такой она была ещё долго. Реставрация не закончена до сих пор. Небо из Палтогской церкви - в музее Кириллово-Белозерского монастыря.



Сейчас



Рядом с ней такая руина

Зато радость есть совсем рядом...

Эта радость особенно остра сейчас, поздней уже осенью, тяжёлым временем, когда несколько смертей близких оставили пустую дыру внутри, когда впереди страшно, и маленький бездомный котёнок просит тепла, а я не могу его взять.
Высокие лиловые иван-чаи в яркой июльской зелени, быстрая река бурлит и затихает в прибрежных травяных заводях, деревня - надо только перейти деревянный мост. Ничего не портит деревню, ни железный гараж, ни... ничего. А на нашем берегу, высоком берегу, - Ильинская церковь, высокий шатёр - в самое небо. И резьба, и мальчишки, играющие под церковью в футбол, и пара мелких славных собачек из деревни прибежали через мост. А рядом - источник, и руина другой церкви...
В стихах разных поэтов (наверное, прежде всего, Тарковского, но у Наума Коржавина так) замирает миг - счастье. Да, только, наверное, всё же нет. Замирает миг, но он не замирает: движение остаётся. Река бурлит, собачки носятся, мальчишки играют в футбол, травы пахнут вчерашним дождём и нынешним солнцем... Усталость от долгого пути - счастье.
Глядя на ту Ильинскую церковь, на шатёр её в светлом небе, я, кажется, увидела Север. Тот самый Русский Север, который начинается в Ярославле и тянется, тянется до... самого синего моря с его рыбацкими тонями, старообрядческими восьмиконечными распятиями, рукописями древних книг, лёгкими кораблями, уходящими к берегам Норвегии...










По изрядно раздолбанной дороге ехать, безусловно, утомительно, да только бывает так нередко, что утомительный путь приводит к самой большой радости. Ага, и стоишь ты рядом с этой радостью уже никакой, и радость - не в радость после долгого и раздолбанного пути. Нет уж, радость - она всегда радость, и никакие пути-дороги ей - не помеха, наоборот! Радость от Богоявленской церкви в Лядинах - чистая, детская, непосредственная!
Богоявленская церковь в Лядинах (1793) была ансамблем с Покровской (1743), только в 1213 году в Покровскую попала молния, и осталась от неё руина. Богоявленская - большая многоглавая, обшитая… И всё бы это ничего, но она расписана так, как я просто обожаю! Эх, жалко, закрыта была, но и потолок крыльца - небо - дорогого стоит! Сидим мы под дощатым синим небом, золотые звёзды перемигиваются, рядом в доме нестройный деревенский хор поёт что-то неясное, вечереет, пьём чай, дорога уходит в леса… А отсюда она выглядит очень даже ничего, эта вечная дорога…















Эта фота - из инета.
Мне ужасно жалко, что церковь была закрыта - там дивные наивные росписи.

В пяти километрах от Каргополя, на маленькой турбазе, где, кроме нас, нет никого, чтобы позвонить домой, надо долго бродить по дорожке в поисках сети, и она даже находится. А ещё там медовые заросли таволги, в которых бежит ручей, и речка, где Светка ловит рыбу. Во-первых, совсем не затем орёл мышей ловит, чтоб их прощать… А Светка - именно за этим. Поймала рыбку - и отпустила (простила, наверное). Вторую тоже отпустила. А потом нам надоело этим заниматься и пошли мы домой ужинать)




Палтоги, Ильинская-Саминский погост, Вытегра, Богоявленская в Лядинах

Previous post Next post
Up