Хозяева Баку.

Feb 28, 2009 01:41

А ведь Баку стал принадлежать нам после 90-х. Мы приобрели его, после того как потеряли Карабах. Этот город никогда не был нашим. Он был русским, армянским, еврейским, но только не нашим. Это они являлись его истинными хозяевами.
это отрывок из статьи одного бакинца-азера, опубликованый в 2006 г. на сайте культура.аз. Сама статья под катом.

А вот так выглядит Баку в руках нынешних хозяев, после того как город покинули армяне, русские, евреи, немцы и др. Правда неописуемо красиво? Прям позавидовать можно. Только там не хватает баранов, выглядывающих из спальных окон своих хозяев в обнимку с хозяйками, и помидорно-арбузных грядок на балконах. Во всем остальном, выглядит очь по-кочевнически. Чем не юрта? Так сказать, нынешние хозяева выдерживют весь стиль традиционной национальной архитектуры и культуры, в духе своих бело-чернобаранных предков-кочевников.




Источник: kultura.az/print.php?item_id=20080506101506514&sec_id=18
Все мы чушки?
05-06 10:15

Полагаю, наши читатели знакомы с Эрихом Фроммом и его творчеством? А знаете, как он охарактеризовал немецкий народ, который в результате поражения на первой мировой, нашел спасение в нацизме? «Народом, который бежал от свободы». Немцы сознательно отказывались от своих прав, не хотели нести ответственность ни перед чем и не перед кем и желали видеть над своей головой железный кулак. Они хотели отомстить за свое поражение и унижение и им нужен был козел отпущения. В конце концов, они нашли такой кулак, который в свою очередь указал им на этого «козла».

И мы азербайджанцы в постоянных поисках железного кулака. «Нам нужен диктатор» говорит мне мой парикмахер и с ним соглашаются его коллеги и посетители парикмахерской. Я спрашиваю, «зачем нам диктатор?» А он отвечает, «иначе мы не станем людьми». Потом он начинает ностальгировать по СССР, вспоминать про хлеб за 30 копеек и экологически чистые продукты. Знакомая картина, не так ли?

Так вот, я не стал ему объяснять, что такие понятия как демократия, либерализм, коммунизм, национализм чужды нашему народу и никакая идеология не клеится к нам. У нас у азербайджанцев потребительское отношение ко всему. Любим потреблять, ибо производить мы умеем только никому кроме нас самих не нужные «идеи». Мы даже не в состоянии слепо следовать законам современного мира. Вот тогда и начинается попытка утверждения отрицанием. Убегаем от всего, что нас окружает, от самого себя и, как следствие, начинаем называть себя и друг друга «чушками».

Кто-то сокрушается из-за отсутствия у нашего народа урбанистической культуры. Какая урбанистика дорогие мои? Когда делили Азербайджан по туркменчайскому договору, нам досталась провинциальная часть, которая состояла из Баку (Ичери Шехер), из Шамаха превратившейся в деревню после землетрясения и не менее провинциальной Гянджи. А нашим братьям по ту сторону Аракса, достался воистину урбанистический Тебриз, который и на сегодняшний день имеет больше права именоваться городом, нежели Баку.

А ведь Баку стал принадлежать нам после 90-х. Мы приобрели его, после того как потеряли Карабах. Этот город никогда не был нашим. Он был русским, армянским, еврейским, но только не нашим. Это они являлись его истинными хозяевами.

Говорю без доли иронии и сарказма - мне удобно жить среди населяющих сегодня мой город людей. Ведь это мой народ. Наконец то азербайджанцы показали себя в своей истинной ипостаси, без маски, которую они не снимали из-за страха перед старшим братом. Сегодня старшего брата уже нет. Вернее он есть в лице сотрудников нефтяных компаний, но им наплевать на наш культурный уровень и они не собираются нам навязывать городской этикет и культуру.

То, что вы называете «чушкарством», сегодня является доминантной культурой (или бескультурьем). И мы городские, являемся неотъемлемой частью этой культуры. Да, мы чушки, потому что не в состоянии оказывать давление на приезжих, мы не в состоянии их ассимилировать, адаптировать к городской жизни. Мощная пассионарная энергия приезжих, пожирает нас. В таком случае, грош цена нашей «урбанистической» культуре, если она настолько уязвима. Грош цена нашей образованности, если мы не смогли разработать механизм, посредством которого мы могли бы влиять на чушек. Современная чушкарская культура и черты старого Баку, его улочки и переулки уже не могут сохранить то хрупкое равновесие между стариной и современностью. Смешно когда кто-то «бакинец» внушает себе мысль о собственной исключительности, о царственной избранности бакинцев по отношению к остальным.

Так куда же хотят убежать бакинцы? В Баку шестидесятых? Соскучились по Эдикам Бабаевым и Анатолиям Мирзоевым? Поймите господа, их уже нет. И хорошо, что нет. После распада СССР, мы столкнулись с жестокой реальностью, мы впервые познали себя, поняли, кто мы есть на самом деле. Старые Бакинские дворы не могут прийти к нам на помощь. Их уже нещадно сносят, возвышая на их местах высотки. Сопливая ностальгия бакинцев, есть побег от свободы, побег в прошлое. Ретроспективное мышление, свойственно чушкам. Только перспективно мыслящие люди, не являются чушками. Какая польза от человека, который работает на ретроспективу? Верно, никакой.

Мы не имеем морального права говорить о противоречии между городом и деревней, которое могло бы выступать как противоречие общества и навязывать свои правила игры. Мы не имеем права говорить о двух сторонах медали, находящихся в связи друг с другом. Потому что не осталось четкой границы между деревней и городом. Эта граница стерта навсегда.

Город и деревня - два полюса, два мира, таких непохожих, противопоставленных друг другу, иногда даже неправомерно, в каких-то стереотипизированных реальностях. А они таковы, что мы сравниваем уже давно не существующие моменты жизни - Баку и провинции, которых уже нет, они обитают только в книгах и песнях прошлого. А что касается так называемой столичной элиты - это миф. Есть только тотальный сон, в состоянии которого находятся чушки обеих категорий. И как говорил Гейдар Джемаль: «Единственной альтернативой могуществу тотального сна, является энергия абсолютного ужаса».

Все мы в ожидании абсолютного ужаса, который уже близок и обещает смести все на своем пути. Вот тогда, мы может и проснемся?

Алекпер Алиев

Previous post Next post
Up