Попалась тут статейка:
"Извиняться или нет - вот в чем вопрос". Не то чтобы бессмысленные идеи, но, видимо "для простоты и понятности" упущен один важный ньюанс.
По-моему, извинения бывают двух типов: за ненамеренно причинённые неприятности, когда в буквальном смысле за извиняющимся есть некоторая ненамеренная вина (ну, например, споткнулся человек и ненарочно толкнул идущего рядом), и "чисто из вежливости", когда извиняющийся может даже и сожалеет о доставляемых неудобствах, но поступает вполне сознательно (хороший пример с гардеробом в кинотеатре в том же тексте по ссылке).
И вот лично мне кажется, что, действительно, во втором случае действительно благодарность может быть куда лучше извинений (да и выглядеть более искренне), и уж точно лучше чрезмерно длинных извинений, раздражающих порой больше, чем то, за что человек извиняется (доводилось сталкиваться с такими людьми). Но в первом случае одна из функций извинений - сообщить, что доставленные неприятности были ненамеренными и человек намерен в дальнейшем стараться такого избегать. Благодарность вместо извинений в подобных ситуациях может оставить впечатление, что человек считает свои действия вполне нормальными и в дальнейшем может вполне сознательно сделать так снова. В случае с задержавшимися после киносеанса зрителями, я думаю, это действительно нормально. Или, например, "спасибо, что дождались", когда человек задержался по каким-то делам (т.е. осознанно решив, что эти дела важнее, чем вовремя прийти на встречу), а не по раздолбайству. Но вот за ненамеренные неприятности, мне кажется, куда лучше извиниться. Не стоит создавать у других впечатление, что ты готов доставлять им неудобства просто потому, что тебе так действовать удобнее, а их сложности тебя не очень волнуют.
Хотя, возможно, тем, кто всё время опаздывает, может и лучше перейти на "Спасибо, что подождали", если в постоянные извинения не верят уже ни они сами, ни все, кто их достаточно знает? ;)
This entry was originally posted at
https://arilou.dreamwidth.org/1001783.html. Please comment there using
OpenID.