Originally posted by
janataha at
Кто написал библию? ( из лекции Сары Ефет)Кто написал Танах? Ответ не прост.
Прежде всего, мы привыкли думать, что Танах - это книга. Но это не так, Танах ( Библия) - это библиотека.
И древнее название этого собрания книг - «каф-далет сфарим» - 24 книги.
5 книг Торы
8 книг Пророков
11 книг Писаний
На самом деле цифра 24 тоже не совсем верна и сильно уменьшена, ведь книг больше. В книгу «Пророки» ( Навиим) входит книга «Триасар» - это 12 книг пророков.
Значит уже не 24, а 35.
С другой стороны, эта цифра сильно увеличена, т.к. Тора это одна книга.
Ок, остановимся на традиционной цифре в 24 книги.
Но тут появляется вопрос еще более запутанный - когда были написаны эти книги?
И надо разделить время которое описывается в книгах от времени, когда они были написаны.
И если предложить традиционную версию, что первые книги Танаха были написаны Моисеев в 13 веке до н.э., то кто был следующим писателем?
Традиция говорит, что последний писатель Танаха - книжник Эзра.
Книжник Эзра жил в 4-5 веке до н.э.
Значит от Моисея до Эзры прошло 700лет и значит даже по самой традиционной версии Танах писался в течении 700 лет.
Современные исследователи не считают, что Эзра был последним, т.к. в Танахе есть книги написанные и в более поздний период.
Скорее всего последняя книга Танаха- книга Даниэль и там есть все признаки периода Хашмонеев-Макавеев - 2 век до н.э.
Значит можно говорить о периоде 1000 лет как минимум.
Следующий вопрос - кто создал эту библиотеку под общим названием Танах?
Ведь были им другие книги, о многих из них упоминается в самом Танахе.
Например «книга хроник Израильского Царства». Что это за книга? Мы не знаем.
Танах - это собрание книг, это канон, это священное писание и основа для всего дальнейшего еврейского творчества.
В свитках иудейской пустыни кроме традиционных книг Танаха были обнаружены и внешние книги, которые не вошли в Танах. А ведь книги, которые не вошли в канон были утеряны.
Когда, кем и по каким критериям вносили книги в Танах? И вопросу «Кто написал Танах?» предшествует вопрос «из каких источников?».
Традиция говорит: Моисей и Иисус Навин.
А что говорят исследователи?
В Танахе есть несколько книг с заголовками, но большинство без заголовок. И мы не знаем кто их написал и когда.
В Талмуде есть ответ на этот вопрос: Моисей написал Пятикнижие Торы и книгу Иов.
Исследователи не могут принять традицию и читают сам текст и пытаются найти ответ из самого текста.
Иногда это просто найти данные из самого текста, иногда сложно.
Например, что можно понять о книги Псалмов из ее текста? Нет заголовка, не написано кто автор.
В Талмуде авторство псалмов приписывается Давиду и 10-ти старцам, часть из которых в подзаголовках. Но старцы жили задолго до Давида, значит это написано до Давида? Значит не Давид написал псалмы? А кто пел религиозные песни?
Например эту песню : «на реках вавилонских….» Давид мог написать это, он видел вавилонское изгнание?
В Талмуде такой вопрос тоже задается. Коэлет приписывает часть псалмов Соломону. Но в этих же псалмах видны идеи греческой философии и спор об основах иудаизма. И есть слова на персидском… Если «Коэлет» поставить в 3 век до н.э., то станет более ясно.
А когда был составлен и отредактирован весь Танах?
В Торе есть все законы иудаизма.
Ни один иудейский или израильский царь не издал ни единого закона. Как это может быть, что Моисей единственный законодатель?
Ведь есть целые отделы, что не охвачены в Пятикнижии. Например, законы семьи, законы царства. Как они собирали налоги, призывали в армию и т.д.? Чтобы управлять страной , нужна система законов и неужели они все есть в устной Торе?
Все законы связанны с действительностью и являются следствием реалий. Например, в пустыне нет законов дорожного движения, нет необходимости.
Часть законов связанны с идеологией, например закон всеобщего бесплатного образования.
Так же и законы Библии. Например, закон про костер во дворе, от которого загорелось поле и виноградник соседа. Не может быть такой закон написан в пустыне. Там нет полей и виноградников.
Так какая же реальность описана в Торе? Все законы Храма и жертвоприношений.
Самый успешный царь Израиля - Ахав. Но его не хвалит, а ругает Библия. Ахав не подходит под категорию идеального царя. А почему? Каким должен быть царь?
В книге Царств ( Малахим) есть только два царя, чистые от грехов: Хизкияху и Иошияху.
Все остальные плохие, хоть и в разной степени. Кто-то очень плох, кто-то средней паршивости, кто-то почти хорош если бы не….
Оценивают всех царей по идеологии. Кто же этот идеолог и когда он жил?
Итого, мы возвращаемся в первоначальному вопросу - На основании каких критериев и когда произошла канонизация книг Танаха?
Из фактов у нас есть немного, и главное из них - предисловие к книге «Бен Сира».
Книга была написана на иврите, но переведена на греческий язык внуком Бен Сиры и в предисловии внук немного написал о своем дедушке. Мы можем датировать перевод второй половиной 2 века до н.э. Примерно 140 год до н.э.
Значит дед жил и писал 50 лет раньше и написано, что он был большой знаток по Торе и Пророкам, и по другим книгам праотцов. Значит во 2-ом веке до н.э. уже была Тора и Пророки, но не было Писаний. Танах состоял из 2-ух частей, а не 3-ех как сейчас.
Когда же произошла канонизация 3-ей части?
Когда обнаружили кумранские свитки, то были обнаружены и некоторые «наружные» книги, не вошедшие в Танах - книга Ханоха, Бен Сира и т.д.
Просто иудаизм в какой-то момент решил, что только книги написанные «с божьим духом» достойны войти в канон.
Флавий в 1-ом веке говорит, что евреи не как греки, у которых есть бесконечное количество книг, у евреев есть только 22 святые книги.
Значит, в 1-ом веке уже есть канон 22 книг. Почему не 24? Возможно, он объединил книгу Рут и Шфтим, но это не так важно, главное, что в 1-ом веке н.э. уже есть канон.
И все, что не вошли в канон были утеряны, т.к. на их переписывание не тратилось время и средства.
Некоторые книги, не вошедшие в иудейский канон, сохранились для нас только в переводах на греческий язык, т.к. вошли в перевод 70-ти и стали святыми для католиков. Например, Тувия, Иехудит, книга Маккавеев…
В Мишне есть спор, нужно ли мыть руки перед дотрагиванием до святых книг. Вроде надо. Но далее есть спор, а «коэлет» и «песня песней» тоже требует мытья рук? Это спор периода Гилеля и Шамая и идет он о святости книг. Значит, окончательное решение о внесении книг в канон было сделано уже синедрионом в Явне примерно в 100 году н.э.
При этом они же пишут, что с периода 2-ого Храма нет у иудейского народа пророков и пророчеств с божественным откровением, нет божественного духа. Значит и книги не написаны с божественным духом и должны были быть внесены в Танах.
Почему внесли «песнь песней»? Просто чтоб спасти ее! Подогнав под критерии и приписав книгу более древним авторам, эти книги были спасены от исчезновения и сохранились в веках, дойдя до нас!