Прогулка по Хеврону… на Троицу

Jun 26, 2011 23:53




Пожалуй, Хеврон - это единственное белое пятно на карте Святых мест, до которого мы еще не добирались. Свято-Троицкий мужской монастырь -это маленький уголок Русской земли в Палестине и имеет долгую интересную историю. А началось все с дуба… Когда поставил Авраам шатер свой в дубраве Мамре, что в Хевроне, под раскидистым дубом и создал там жертвенник Богу - так говорится в Бытие (13:18). Однажды , сидя в жаркий полдень у шатра своего, Авраам узрел трех странников и пригласил их в свой шатер отдохнуть и подкрепить силы трапезой , как велит закон гостеприимства. Не догадываясь, что пред ним сам Господь и два его Ангела, Авраам усмехнулся, когда один из странников предрек, что ровно через год у престарелой пары родится сын Исаак, ведь Сарре было к тому времени 90, а самому Аврааму 100, но ,как известно из дальнейших событий, «Есть ли трудное для Господа?» Итак, знаменитому Мамрийскому дубу, современнику праотцев, около 5000 лет. Возможно ли это? Ну, во-первых, эта порода палестинских дубов сильно отличается от привычных нам европейских: растет медленно, листья очень мелкие и колючие, а корневище мощное, способное выдержать засушливое лето. А теперь давайте посмотрим, что от дуба осталось. Огромный засохший разветвленный ствол (три ствола -символично!), поддерживаемый железными шпалами ,издали напоминающий современную инсталляцию, огорожен крепким забором с колючей проволокой наверху. Выглядит не очень привлекательно, но что делать, если многочисленные паломники, отламывающие целые ветви «на посошки» и сдирающие кору «на иконки» довели до того, что к концу прошлого века дуб окончательно засох. Свидетели говорят, что последний зеленый листок видели в 1996 году. Если верить преданию, то смерть дуба возвещает Конец Света. Но видно не пришла еще пора, так как где-то в 1998году у дуба появился новый росток. Сейчас он выглядит как кустик высотой сантиметров 20. Те, кто склонен везде видеть символику, утверждают, что дуб начал усыхать в том году, когда был убит Царь Освободитель Александр II , а появление нового ростка возвещает о том, что новый Русский царь грядет… Рядом с засохшим стволом радуют глаз зеленой листвой два молодых (всего каких-то 200 лет!) дубка , названных Авраам и Сарра - интересно, свидетелями каких событий им уготовано стать? Вот уже 11 поколений подряд за дубом присматривают представители одной мусульманской семьи. Нынешний хранитель предлагает всем желающим купить у него открытки, где он изображен ребенком в 60-ые годы 20 в. рядом с зеленеющим Мамрийским дубом. Помогает ему охранять покой дуба-патриарха гигантская снежно белая овца, уж не из тучных ли стад авраамовых?
В 1868 году Русская духовная миссия в Иерусалиме приобрела участок земли в Хевроне, рядом с Мамрийским дубом. На этом участке был основан монастырь Святого Авраамия и Церковь Святых Праотцев. Храм был освящен в 1925 году. Центральный престол посвящен Святым Праотцам, левый придел - Святителю Николаю, правый - Святой Троице. С благоговением приложились мы к чудотворным иконам , источавшим дивный аромат. Одна из икон привлекла мое пристальное внимание. На ней Богородица изображена с вонзенными в ее сердце мечами - по три справа и слева и один - внизу. Своим символическим значением икона обязана «Симеонову Проречению». Оно было произнесено Старцем Симеоном в Иерусалимском Храме в день его встречи со Святым семейством. Увидев Деву Марию с Младенцем на руках, он предсказал, что оружие печали и скорби пронзит ей душу, когда увидит она страдания Сына своего. Называется икона «Умягчение злых сердец». К ней принято обращаться с молитвой о помощи при нападении врагов, разладах и ссорах с близкими , душевных страданиях и с просьбой об исцелении от недугов, помня, что обретена икона была в ответ на просьбу одного благочестивого крестьянина исцелить его от врожденной хромоты. В 1830 году эта икона спасла вологодцев от холеры. На сайте ИА Regnum я прочитала, что перед недавними взрывами домов в Москве икона «Умягчение злых сердец» , хранящаяся в Храме Христа Спасителя, внезапно замироточила, а в день гибели подводной лодки «Курск» на ней заметили капли крови. Икону традиционно связывают со Святой Троицей, поэтому неудивительно было встретить ее в этом храме. Возле храма, там , где в византийский период была церковь, есть небольшое кладбище и часовня. Дальше - жилые помещения монастыря и странноприимный дом. На третий день после Троицы на храмовый праздник в монастырь приезжает множество автобусов с паломниками.
Еще одна достопримечательность Хеврона- пещера Махпела, где похоронены Авраам, Исаак, Иаков и их жены -Сарра, Реввека и Лия. Сарра умерла в возрасте 127 лет и, чтобы похоронить ее, Авраам купил у «сынов Хетовых» за 400 сиклей серебра поле с находящейся в конце него пещерой, напротив дубравы Мамре. (Бытие:23) . Место это свято для представителей трех религий - иудаизма, христианства и мусульманства. Но учитывая, как часто Пещера праотцев мелькает в тревожных сводках новостей, посещение этой святыни израильтянами приравнивается к подвигу или расценивается как неосмотрительный поступок - мы туда не поехали. Вместо этого и не по своей воле мы оказались на 2 часа брошены в пучину кишащих иноверцами центральных торговых улиц Хеврона.
С исторической точки зрения Хеврон -город интересный. Это один из четырех священных для иудаизма городов, наряду с Иерусалимом, Цфатом и Тверией и один из древнейших непрерывно населенных городов мира. Но большая его часть с 1996 года вошла в состав Палестинской Автономии, так что мы за границей, куда нас никто не звал, и без документов, оставшихся в автобусе. Прикинуться местными не удастся: мои светлые волосы делают меня белой вороной в плотной черноволосой толпе, а Димина борода при отсутствии чалмы тоже не катит, что ж, придется действовать по обстоятельствам и постараться продержаться 2 часа, пока за нами не вернется автобус. Первые 50 метров торговых рядов пройдены без приключений, хотя мы очень напряжены и адреналин клокочет в крови. На улицах только местные, ни туристов, ни приезжих, поэтому на нас, конечно, смотрят, но не более того. Что мы видим? К сожалению, почти никакой экзотики. Магазины завалены китайским ширпотребом точно также, как и у нас. Цены написаны арабскими цифрами, которых мы не знаем, поэтому сравнивать не можем. Местный колорит представлен шуармой , которая готовится в условиях, которые я назвала бы антисанитарными. Интересно, что большая часть фасадов зданий увешана большими рекламными щитами с надписями на английском при том, что окружающие в принципе этим языком не владеют. Наши робкие попытки прицениться к чему-либо на английском вызывают замешательство и быстрый поиск кого-то помоложе из соседней лавки, кто знает цифры по-английски. Несмотря на эти трудности , все доброжелательны, говорят «Добро пожаловать!» и спрашивают, откуда мы. Нам приходится прикрываться ПУТИНятиной. Правда, один проницательный торговец сказал нам «Шалом!», отчего мы в панике рванули на другую сторону улицы и затерялись в толпе. Чего мы ждали? Что нам в спину полетят камни, или грянет пулеметная очередь? Не знаю, но наши СМИ изрядно преуспели в создании «образа врага». Отдышавшись, начали уже более спокойно оглядываться по сторонам. Асфальт под ногами разбит и в колдобинах. Современные многоэтажные здания из белого иерусалимского камня очень красивой архитектуры с восточными элементами соседствуют с огромными мусорными свалками. Кстати, эти мусорные свалки на каждом шагу на мой взгляд носят какой-то нарочитый, даже метафизический характер. Ведь я своими глазами видела на улицах мусоросборочные машины, значит нет с этим проблем? Зато есть фонтаны. На одной улице насчитала три. Если принять супер-уродливый фонтан у Хайфской поликлиники «Лин» за абсолютный ноль, то Хевронским фонтанам можно смело ставить тройку и даже четверку. Судя по ним, недостатка в воде Палестинская автономия не испытывает. Люди одеты в привычную нам одежду, национальная встречается редко. Женщины все в платках, молодые сильно накрашены, видели торговца водой в турецкой феске, созывающего покупателей колокольчиком. На улицах в основном видны молодые мужчины, торгующие или стоящие в виде группы поддержки рядом с теми, кто торгует. Огромное количество уличных торговцев мобильными телефонами. Их прилавок - это просто перевернутый ящик. А где изделия местных мастеров, хевронское художественное стекло? Нету! Никаких светофоров или переходов тоже нет, при том, что транспорт идет сплошным потоком, в основном это желтые такси, шныряющие в разных направлениях как муравьи. В такой ситуации переход улицы - просто «русская рулетка». А тут еще тележки, лошади, ослы. Не зевай! Наш вклад в экономику соседней страны состоял в покупке в кафе двух баночек прохладительных напитков по баснословно низкой и давно уже забытой цене в три шекеля. В общем, можно конечно прогуляться по Хеврону, пощекотать нервы, только зачем? Ничего интересного на этих современных улицах нет. Даже обидно, может я ждала увидеть что-нибудь в духе «Тысячи и одной ночи», но прогулка по палестинским улицам меня разочаровала: тлетворное влияние Запада на каждом шагу вытесняет национальную культуру. А жаль!































































































Царь Победитель, Палестина, Маврийский дуб, Хеврон, Святая Земля, будни оккупации

Previous post Next post
Up