Mar 21, 2011 17:01
все-таки Никита Сергеевич Михалков - великий актер. с 2005 года, когда я его увидела живьем впервые, и всякий раз, как судьба сталкивает меня с его разнородными медийными проявлениями, я все острее ощущаю огромную дыру в современной российской культуре на том месте, где мог бы быть величайший русский актер 1990-х и 2000-х, найди он режиссера сильнее себя, - на его месте.
так бывает, когда человек настолько больше своего собственного содержания, что он становится одной сплошной универсально гибкой и адаптивной оболочкой, в которую засасывает какие-то случайные вполне содержания, и вся оболочка на эти содержания наматывается и начинает их - даже не знаю, какое слово подобрать, - светить во все стороны? а происходит это ровно потому, что не нашлось никакой силы, способной эту оболочку употребить согласно ее, оболочки, предназначению, т.е. натянуть ее на какой-то гигантский смысл, такой большой, что оболочка бы расправилась полностью и загудела, удерживая этот смысл в себе и в мире, а не пошла бы отвратительными складками вокруг маленького сморщенного смысла, который она себе сама подобрала где-то по дороге.
да, я сознаю всю фаллическость этой метафоры, но другой тут, по-моему, и не подберешь. мне действительно кажется, что это был бы наш лучший актер, если бы на месте режиссера, вкладывающего в него смыслы, стоял не он сам, а кто-то лучше, мудрее и - главное - сильнее его. но такого человека в нашем кино, к сожалению, за 20 лет новой России не нашлось, поэтому мы имеем то, что имеем: актера, которому нечего играть, кроме окружающего его медиапространства, и это медиапространство он играет совершенно блестяще. другое дело, что это за пространство.
то, что nikitabesogon - видеоблог, а не текстовый дневник, на самом деле и уникально, и симптоматично. потому что ни для кого из нас, русскоязычных блогеров, пожалуй, видео-формат не представляется таким легким и естественным, как для него. даже актеры (Гришковец) и телеведущие (Канделаки) сбиваются на текст - потому что, видимо, с точки зрения соотношения эффекта и затраченных усилий им это более cost effective. а Михалков своим nikitabesogon'ом говорит как дышит - другое дело, что он им говорит, но про это я уже писала.
собственно, в блоге nikitabesogon можно почти в реальном времени наблюдать, как человек-ручка от нечего-писать превращается в человека-текст, - процесс, начатый еще в "Сибирском цирюльнике", когда во всем окружении НСМ не нашлось человека, который бы сказал ему: "так, ты будешь играть такого-то", - и НСМ сыграл то, что сам для себя нашел: любимую строчку из философа Ильина, как она ему запомнилась.
ну и сейчас - в медиа, в "Утомленных солнцем 2", в видеоблоге - он продолжает играть свой собственный, без сомнения, надуманный (в значении "натруженный"), бесконечно любимый и очень, к сожалению, замкнутый и зацикленный внутренний мир, такой, какой он есть замкнутый и зацикленный на себе у любого человека, просто не каждый человек обладает таким дарованием и такими возможностями для его экстериоризации.
ну и, конечно, наблюдая все это, в какой-то момент отдаешь себе отчет, что наблюдаешь погружение человека в этот самый внутренний мир как в мир совершенно альтернативный всему сущему. в смысле, какая-то вообще другая галактика, с иной физикой и законами бытия. ну и, спрашивается, что же делает это погружение и этот мир отличным от того, в какой погружается истинный гений? это ведь прямая обязанность настоящего гения - творить новые миры; где же проходит та грань, за которой сотворенный мир из нового становится перпендикулярным? видимо, внутри самого человека; и это то же, что отличает восхождение на вершины познания от схождения с ума: не скорость и не способ, но, кажется, только направление движения.
кино,
мысли,
про умное