Хм, может быть, нужно было немного поднапрячься и дописать-таки эту рецензию? Тем в более, в голове-то я ее еще тогда закончил. Но иногда события и поступки за нашими мыслями не успевают. Тем не менее, хоть ажиотаж и спал, а нужно мысль закончить, раз уж взялся впечатления на какой-то внешний носитель записывать.
Окей, что там у нас? Ах да, Джокер. Почему это основная проблема фильма? Начнем тоже немножечко издалека - конечно же, виноват тут по-настоящему мистер Леджер. Вернее, он-то не виноват - кто его знает, зачем он так накидался транквилизаторами, снотворным и болеутоляющим?
Впрочем, это не тайна. Хэтклифф начал налегать на обезболивающее и другие лекраства после работы над фильмами «Меня там нет» (Это о Бобе Дилане, который недавно нобелевку получил) и «Темном рыцаре». Я думаю, все у нас более-менее слышали про систему Станиславского. Про нее отдельный большой разговор, я ее только краешком коснусь. В общем, в у наших западных партнеров она не очень популярна, они используют т.н. «Метод». Метод этот основан на системе Станиславского, но сам Станиславский его не очень одобрял.
Потому что его система была сложнее и охватывала не только процесс создания роли, но весь процесс игры, взаимодействие на сцене, несколько техник, которые, так или иначе, дополняют друг друга. В общем, если кратко - есть ремесло, когда с помощью готовых и отточенных штампов собирается образ. Как эти штампы создаются и оттачиваются? Через настоящие переживания, и их многократное повторение на репетициях, но на самом спектакле этих переживаний нет, есть их образ. И самое знаменитое - искусство переживания, то самое состояние, когда актер «живет» в роли, что как бы и оживляет образ на сцене. Все эти вещи в игре необходимо грамотно балансировать. Можно в действительности на сцене переживать предательство и разрыв - но главное - передать это в образе так, что бы игра органично вплелась в ткань спектакля, а для этого, само собой, нужна работа над собой и десятки репетиций и прогонов.
«Метод» базируется именно на этом. Во главу угла ставиться игра «изнутри». Искусство ощущать, а не искусство воплощать. Она построена на маленьких крючочках в собственной психике, на которые актер должен нацепить схожие переживания своего образа, притянуть их к себе и «вжиться» в роль. (Так, у Станиславского не меньше времени уделяется исследованию игры «от тела», то бишь движение и поза тут работает как крючок, притягивая к образу нужную эмоцию).
Так вот, сам Станиславский упор на этот метод видел слишком уж экспрессивным в ущерб всей остальной игре. Но в Америке «Метод» прижился, там ведь любят индивидуализм и связанные с этим всякие-разные психологические штучки-дрючки.
Хит Леджер был сторонником «Метода». На подготовку к роли у него было довольно много времени - когда его утвердили, сценарий даже не был написан. Парень снял квартирку в Лондоне и начал вести работу над ролью, завел дневничек и стал погружаться в мир социопата, маньяка и убийцы с весьма оригинальным чувством юмора - какой он мог бы быть у человека с отсутствующей эмпатией. Результат мы все знаем - гениальная игра, без малого.
К сожалению, поэтому у хороших актеров в Штатах довольно высок производственный травматизм - такие игры с собственной психикой не каждый может выдержать. В данном случае дело не в том, что мол Хит погрузился в мрачный мир маньяка и от этого съехал с катушек (хотя часть правды в этом есть) - а в том, что сам процесс «вживания» в другую личность сам по себе жутко калечащий. Леджер вот страдал от бессонницы, говорил, что его мозг и мысли «просто не могут остановиться». Когда ты по-настоящему выходишь за рамки собственной личности, встать «на место» очень трудно - все сдерживающие механизмы ты сам уже преодолел. Отсюда и медикаменты.
Ну и отчего именно всякие нехорошие персонажи пользуются дурной репутацией? Типа того же Воланда там, например. Это очень мощные архетипы, дьявольские. Мощные - что бы в них «вжиться», нужно погрузится в человеческое очень, очень глубоко. Пожалуй, «человеческое» тут нужно было взять в кавычки - потому данные персонажи не совсем люди - весь социально-культурный слой, который и формирует личность, для них ничего не значит и не имеет ценности. Что некоторым образом и создает притягательность этих образов - это почти голое эго, свобода и щекочущий сознание вопрос - как оно там, на другой стороне, где никаких законов, кроме своих собственных, нет?
В общем, не удивительно, что Джокер - это культовый персонаж. А уж после того, что сделал с ролью Леджер, этот культовый персонаж почти перерос в культ. Все-таки до фильма популярность у клоуна с зелеными волосами была довольно специфическая. Так, и похоже, я наконец-то вернулся на рельсы повествования, замечательно. Так вот, к моменту выхода фильма вокруг фигуры Джокера уже был культ, очень популярный культ - и продюсеры это понимали, почти вся рекламная компания крутилась и вертелась вокруг Мистера Джея. Ах, а эти дебаты - Лето, осилит ли он, не запутается ли в мантии Принца-Клоуна Преступности? Достоин ли чести? Pollice verso!
Почти что главная интрига ленты. И в этом нет ничего такого особого - конечно, кино не про Джокера и он там фоновый персонаж, но тут дело в том, что с этим весом нужно обращаться осторожно, огромное давление зрительского внимания будет сосредоточенно на нем. Его нужно показать достойно - пусть даже немножко. Что, в принципе, по режиссерским соображениям правильно - кино-то у нас немножко про другое. Но, к сожалению, этого «другого» и нет - злодеи в фильме абсолютно никакие, а Аманде, хоть она и чернокожая, инерцию культа Джокера никак не пересилить. Поэтому Джокер тут выламывается из логики повествования - призванный оттенять основное действие, он (на фоне отсутствия этого внятного «основного действия») этим действием и становится - но его в фильме преступно мало.
Тут нужно сделать небольшое отступления и сказать, что для меня основной провал фильма - это мерзкие, абсолютно постные CGI-зомби, облитые кипящим битумом. Даже безымянный десантники в балаклавах были бы лучше.
В общем, все эти древние боги и их армия - это такое дно, что стыдно и сказать. Ладно, до этого еще дойдем. Так что Джокер на их фоне и становится основным объектом внимания - а его и нету. Вполне возможно, что это, опять же, вина монтажников - Джаред неоднократно говорил, что его там просто гигантским образом порезали - так что возможно, с выходом дополненной версии ситуация и улучшится. Тут я бы мог еще порассуждать о том, как нужно было бы сделать, но я уж лучше оставлю свои мокрые дилетантские фантазии при себе.
Ну и да, вот оно, основное - сам образ Джокера, насколько о нем можно судить исходя из того, что мы видели в фильме. Пожалуй, нужно сказать, что увидев первый постер, тот самый, с татуировками, мне образ не приглянулся - бе, что это? В «Темной Рыцаре» по другому все! Но это была просто биологическая реакция на все непривычное, я ее уже давно научился игнорировать. Тем не менее, сомнения у меня все еще были, хотя хотелось увидеть такую трактовую образа - такой еще точно не было! А все новое - это жутко классно. Хотя стиль и выглядит, как рипофф Мерлина Менсона, вымазанного в RnB, все ведь зависит от того, как его подадут. Так что я был открыт и непредвзят к новым впечатлениям.
В целом, Лето меня разочаровал. Тут нужно сделать скидочку на то, что это оценка ровно того, что я видел в фильме - а по нему сложить качественно образ не получилось - возможно, полностью он раскроется нам в вырезанных сценах. Конечно, после Леджера ломать стереотипы довольно трудно, но в целом Джаред справляется. Видно, что он очень старался (отправлял Скриллексу дилдо и все в этом роде - вживался, видимо, в образ), но тут, на мой взгляд, он страдает от недостатков этой же работе по «Методу» - замечательная, кстати, демонстрация, отчего сам Станиславский его не любил. Джареду не хватило глубины, но эмоционально он в роль влез - очень заметно, что он испытывает это безумный энтузиазм, но вот то, как он это делает - тут ему очень не хватает ремесла. Все эти дерганья, конвульсии, напряжение челнов и широко открытые глазки слишком перегружают образ, отчего создается впечатление, что перед нами не сумасшедший, а просто торчек. Но в общем - если и считать не показанные моменты из трейлеров - у него все равно мелькает «тот самый» Джокер. Думаю, качественным монтажом можно было бы его исправить - у Лето было точно должно быть много моментов, когда он поспокойнее (которые, видимо, поэтому в кино и не попали). Видимо, не осилив грамотно показать безумие «изнутри», нам показывают его безумие снаружи - как же жалко и беспомощно выглядит это комната с Ха-Ха-принтами на обоях и этот дадистский коллаж на полу из колюще-режущих предметов. Да-да, он so edgy, мы поняли, спасибо.
Персонаж получился одноуровневый, это плохо. Так и не понятно, почему он любит Харли и зачем она ему нужна? Потому что она ему автомат в психушку принесла? В нем нет конфликта, он «просто псих», шаблон. Когда Леджер махал ножом и рассказывал, откуда у него этот шрам, было видно, что внутри этого черепа бурлит и конфликтует такое, куда лучше без кевларового костюма (с парой торчащих ушек) не соваться. Конфликт - там еще слабо сказано. Тут такого нету. А я ждал нечто подобное беседе Джокера с Бэтменом в полицейском участке - когда нам показывали флешбек Харли в Аркхеме. Фух, ладно, это у меня уже пошла вкусовщина - тот формат презентации визитных карточек не предполагает длинных разговоров по душам.
Но, тем не менее, тут тоже дисбаланс, в этих отношениях. Харли, персонаж вроде неглубокий, Робби отыграла на все 110%. Лето Джокера толком осилить не смог. И мне из фильма непонятно, чем Джокер Лето ее покорил? В нем нет того гипнотизма Леджера, а ведет она себя так, как будто он есть. Конечно, по сюжету-то положено, но по факту этой «безумной» любви не веришь. Зачем он бросил ее в тонущей машине? Зачем начал спасать? (Отобрали игрушку? Жить без нее не может? Ничего этого током не раскрыто). Хорошо хоть, что тут тот самый культ уже начинает играть в плюс и задним числом заставляет закрыть глаза на недоработки художественной команды фильма.
Ладно - не доиграли артисты, слагали сценаристы - так ведь можно вывезти на экшене, у нас ведь боевик! Отчасти это даже получилось. Какие-никакие драки, погони и перестрелки тут есть. Но честно - зомби с черными пузырями вместо голов? Это противники для хороших парней, которым не положено руки марать. И да, скучные противники. Вообще, даже сама постановка хромает. Ну что это такое - Бэтмен просто приземляется перед Дэдшотом и говорит «Сдавайся». Фоновый месседж - «иначе на глазах у ребенка я тебя покалечу и унижу». Темный Рыцарь, ага. Лучше бы… Ну да ладно.
Харли. Вау, это же фиолетовая хромовая ламборджини Джокера! Вау, Бэтмобиль! Сейчас будет драйв! Ага. Бэтман на машину прыг-скок. Харли в машине бах-бах. Ламборджини с моста плюх-плюх. А ведь можно было немножко напрячься и придумать что поинтереснее, даже на всю эту микроскопическую погоню.
Пострелушки в целом сделаны неплохо, но это просто отстрел не мяса даже, а каких-то невнятных кусков гудрона. С рукопашкой чуть похуже, хотя Катана немножко вносит небольшое разнообразие. (Кстати, я ее вообще первый раз упомянул. Ее классно сделали, и она только по-японски говорит. Как бы обыграли классический образ заморской ниндзи-самурая, ага).
На четверочку с минусом экшн.
В целом очень больно смотреть, как, в принципе, от довольно многообещающего фильма отрезают самые вкусные куски и суют вместо них пресную жвачку - вот у нас есть в кино канон про супергероев, по нему все и будет. И команда подонков превращается в бескорыстных спасителей мира, Капитан Бумеранг, резко смывшийся после разломанного смартфона с киллсвитч-приложением внезапно возвращается в дружную компанию, Эль Диабло ни с того, ни с сего называет своих новых приятелей новой семьей (а думалось бы, что заменить ему собственноручно убиенных дочку с женой никто не сможет ведь), в общем, смотреть на этот произвол больно и обидно. Да и вообще особых злодейств наших героев не показали. Один Дэдшот только какого-то мудака прикончил, да ЭльДиабло позажигал. Харли-злодейка только задницей у шеста (или что там было? Цепь?) потрясла. Дети, за полденс вас посадят в тюрьму, не делайте этого никогда.
Но я все-таки хочу посмотреть на это все еще раз, в расширенной версии и с нормальным звуком, у меня на английской дорожке качество было отвратительное. Ах да, кстати, музыка - тут не поскупились на очень дорогие и очень узнаваемые мелодии, но все это добро щедрым жестов было вывалено в самом начале, под презентацию наших героев. В начале с этим очень (слишком) густо, а под конец явное провисание.
В общем, это ревью пора заканчивать, а то ведь еще что-нибудь вспомню.