День психического здоровья уже кончается, нужно что-нибудь написать, наверное и свернуть всю эту тему до следующего раза. Хорошая, наверно, традиция - раз в год о чем-нибудь таком воспоминать. Есть еще день пчел. День в поддержку жертв пыток. День индустриализации Африки. Вообще у ООН куча всего такого. Вообще у них там интересные документы есть, план по борьбе с торговлей людьми, всякие декларации о борьбе с преступностью, с потеплением, с ненавистью и прочими нехорошими вещами. Жалко, что их никто, наверное, и не читает совсем. Ну да ладно. Я там тоже, на самом деле, большого желания все изучить не испытал.
Неделю назад дочитал ту книжку про психопатов, Эриксон, вроде бы. Уверен, что она гораздо популярнее любого документа, который на сайте Организации Объединеных Наций выложен. А как же, там ведь советы, что делать, если ваш босс там, или бойфренд-герлфренд - психопат. Весьма актуально ведь. Ну да хоть иногда простота и хуже воровства, но явно не в этом случае - чем же она хуже, на самом деле, от многих людей ускользает. Что бы вся эта тема от меня не ускользнула, проявил любопытство и решил почитать книжку, на которую ссылался автор, как на большой такой источник инормации по исследованиям этих самых психопатов.
Автор Кент А. Кил. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния.
И это совсем другое дело. Все, что вы хотели знать о причинах, развитии и манифестации этого любопытного состояния - через личную биографию ученого, который всю карьеру посвятил этим исследованиям. От разработки опросников до массового сканирования на МРТ и выявления закономерностей и дисфункций в работе мозга. Читается почти как детектив, даже есть неплохой такой твист, которого обычно от таких книг не ожидаешь.
В общем, это патология развития мозга, которая сейчас почти стопроцентно выявляется на МРТ. Нет жалости, не совести, нет раскаяния. Потому что участки мозга, которые за это отвечают, неразвиты либо травмированы. Причины пока точно не установлены, но это комплексная вещь - частично наследственное, частично - условия, в которых человек рос. Впрочем, если вовремя это заметить - то поведение поддается корректировке. В общем, мое любопытство это книжка закрыла.
Тут еще очень вовремя на большие экраны вышел "Джокер" с Хоакином Фениксом, который к этому персонажу решил зайти именно с этого конца. В смысле, с психического здоровья. Вообще, чего я не совсем ожидал - это что кино будет нести такой сильный социальный месседж. Дальше вроде как спойлеры, так что можете не читать, если хотите. Вообще фильм удался, вечно у DC какие-то периферийные истории выстреливают, но для любителей блокбастеров и мира в огне в фильме топлива не очень много. В смысле, там принципиальная разница - если Джокер Леджера хотел взять тебя за глотку и нарисовать ножом на лице улыбку, то Джокер Хоакина рисует эту улыбку на лице у себя. Конечно, после сутулого маньяка неловкий и одновременно артистичный Артур кое-у-кого может вызвать неприятие, а то и презрение, но это, скорее всего, те самые люди с отклонениями развития где-то в области паралимбической системы.
Весь гуманитарный пафос фильма находится в этической плоскости. Вообще, это такой новый фильм о лишнем человеке с проблемами. Как "Таксист", там много к нему отсылок, да и не только к нему, ну да это и без меня те, кому нужно, разберут. Мне вот любопытна степень личной ответственности - абстрактно психически нестабильные личности вызывают во мне, наверное, здоровое чувство брезгливости. Фу-фу, кыш из нашей бэт-пещеры, какой от них толк? Но ведь личные истории заставляют что-то внутри шевелится. Они ведь не виноваты, что стали такими, правда? Им просто не повезло. Они не умеют справляться с испытаниями, которыми жизнь может испытать любого из нас. А когда ты не умеешь давать отпор, ты впитываешь то зло, которое не можешь отразить.
На этот счет у меня есть старая мысль, которую я вычитал лет в девять-десять, у Хайнлайна. "Чужой в чужой стране". В общем, там парень, вырасший на Марсе, пытается акклиматизироваться на Земле и почти случайно становится таким своеобразным гуру марсианской философии. Его там в конце разрывают на куски фанатики, а последователи доедают (но не как что-то плохое). В общем, шестидесятые такие, ну да не суть. Там есть такой эпизод - этот Майк, марсианин, все пытался понять, почему люди смеются. И вот как-то раз он попал в зоопарк и поглядел на то, как одна сильная обезьяна отлупила другую, слабую, которая уползла в угол и от беспомощности заверещала. И вот тогда он горкнул смех.
Смех - это то единственное, что у нас остается, когда не остается ничего. Когда страдания слишком велики, что бы их осмыслить, человек либо ломается, ресурсов на травму не хватает - либо смеется, это естественный предохранитель. Когда плачь переходит в истерику, это примерно тот же самый механизм. Когда у меня умерла мама, мне тогда многие вещи казались довольно забавными. Очень странное состояние. Впрочем, с тех пор мое чувство юмора не особо улучшилось. Но мне повезло.
Артуру - нет. Поэтому он очень цепко хватается за то светлое, что у него в жизни есть. А его очень мало. Впрочем, это о думал, что этого светлого у него очень мало. На самом деле ничего светлого у него в жизни нет, совсем. Его жизнь - это потешная игра клоуна с выдуманными людьми и ситуациями, которые этот клоун воспринимает дико серьезно. Трагедия - это борьба добра со злом, драма о свершениях и усилиях, манихейский бред о апокалипсисе, силах света и силах тьмы, которые ведут борьбу за душу человека. Это сизифов труд, лестница, с которой ты скатываешься и карабкаешься снова и снова.
Это очень серьезно. Если вы не заметили, клоуны - это очень серьезные ребята, особенно когда выступают на арене.
Нет ничего забавнее, чем наблюдать за тем, как конченный человек пытается жить нормальной жизнью. Это очень страшно, поэтому люди над этим смеются - ведь у каждого мелькали мыслишки, что и мы могли бы быть на его месте, сложись наша судьба чуть иначе? Наблюдая за жалкими попытками сломанного человека убедить смеяться нас вместе с ним, а не над ним - мы чувствуем себя нормальными, мы утверждаем себя в реальности.
Но тем самым мы делаем это за чужой счет, и влезаем к этой реальности в долги. Хорошо, когда ты можешь посмеяться над собой - вместе с другими. Над обреченной попыткой стать нормальным - и эта очевидная всем бессмысленность борьбы смешна всем - так почему бы не посмеяться вместе со всеми? Вся твоя жизнь - история неудачника без единого настоящего светлого пятнышка. Бах, вау, ведь это действительно смешно! Ты наконец-то смеешься вместе со всеми, ты часть общества, твоя черная, страдающая душа - это и их душа тоже. Это улицы, набитые мусором, это отцы, бросающие детей, и матери, смотрящие на то, как их детей приковывают к батареям и бьют ногами по голове.
Но они прячутся за своим смехом, они думают, что у них есть, за что держаться - любовь, семья, мечты - что-то светлое и дорогое. Но на самом деле это иллюзия, ничем не лучше, что была у Артура. Шутка в том, что бы это продемонстрировать. Но тут, к сожалению, у большинства чувство юмора отказывает, психика больно крепкая. Поэтому юмор должен быть по-настоящему очень смешной.
А единственная константа в таком мире - везение, чистый хаос.
Хорошее кино, Феникс молодец. Хотя мне понравится многого не нужно.
Плюсиком к этому недавно вышел комикс Harleen, который вроде как про мою давнюю лебединую песню, о которой я тут где-то аж в двух постах мыслью по древу растекался, история про то, как нормально подать историю знакомства и токсичных отношений Харли и Джокера. Там она прямо по сценарию из книжки Кента Кила устраивается работать в психушку (которая все равно почти что тюрьма) для интервьюирования пациентов по исследованию причин отсутствия у них естественной человеческой эмпатии. Хотя опросник Хаэра всуе не поминается, но подразумевается, что Харли что-то вроде него придумала. Ну и там она не легкомысленная атлетка, спящая с профессорами за хорошие оценки, а умница, про которую распускают несправедливые слухи. Художник там Stjepan Sejic, у которого я только БДСМ-комиксы видел (Sunstone, если кому интересно) про рыжую сабмиссившу и брюнетку-доминатршу, так что впечатления забавные такие от прочтения. Дизайн у Джокера там уж больно смазливый, ему явно девушки лучше удаются, но раз там лав-стори, то вполне сойдет.
В следующем месяце отпуск.