Кровавая история "Дома на Набережной"

Apr 03, 2012 21:48

Отрывок статьи "Кризис российского православия: скандал с квартирой патриарха"http://inosmi.ru/social/20120403/189753887.html
Как прочитайте -  так сразу поймёте, почему гражданину Гундяеву не очень-то было охота жить в этом домике.
* * *
"Если бы не скандальный случай, неизвестно, обратил ли бы кто-либо внимание на жилищные запросы Патриарха и на то, что пентхаус его находится в «Доме на набережной». В том самом «Доме на набережной», о трагедии которого первым написал в своей одноименной повести Юрий Трифонов, впервые употребив это словосочетание.

«Дом на набережной» является одним из главных символов 1930-х годов и истребления режимом партийной и хозяйственной элиты, которая заселяла квартиры комплекса на Берсеневской набережной Москвы-реки. Неслучайно главным наблюдателем на строительстве Дома правительства - официальное название сооружения - был заместитель главы ОГПУ, а фактически руководитель спецслужбы Генрих Ягода. Подъезд дома № 11 - нежилой, в нем нет ни квартир, ни лифтов. Предполагается, что отсюда или прослушивали квартиры жильцов других подъездов, или за стенами скрыты какие-то тайные помещения. Помимо этого подъезда, в доме находились конспиративные квартиры чекистов. Они работали в нем под видом комендантов, консьержей, лифтеров и в своих квартирах встречались с осведомителями или прятали особых жильцов, как, например, агента советской разведки в Южной Африке Дитера Герхардта. В годы Большого террора 1937-1938 гг. из двух тысяч жильцов дома более 800 были репрессированы. Многие целыми семьями. В те годы дом называли «Ловушкой для большевиков», «Домом предварительного заключения». В период 1937-1953 гг. квартиры в доме не менее пяти раз меняли своих хозяев, а некоторые - почти двадцать.


В силу цензурных ограничений в своей повести Юрий Трифонов, сам живший в этом доме в детстве, не мог писать о репрессиях. О них говорится глухо и иносказательно. «Серая громада висела над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели голоса радио, музыка патефона. Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу, в мелкоте...» - писал Юрий Трифонов в повести «Дом на набережной». Дом предстает образом всего того темного, что нависало над жизнью каждого человека в СССР, но внешне все было весело. В какой еще стране так вольно дышал человек морозным воздухом в колымских лагерях или на строительстве воркутинской железной дороги в тундре?

С домом связаны легенды, в том числе и такие, в которых рассказывается о тенях невинно репрессированных, которые приходят в свои квартиры, а также о тенях палачей, выбирающих свои жертвы. И легенды не далеки от действительности. Заместитель Берии Богдан Кобулов, пользуясь тем, что имел ключи от всех квартир, заранее проникал в квартиру тех, за кем ночью должен был приехать черный воронок. Своего рода вестник смерти.

Именно в этом доме Патриарх Кирилл заимел квартиру. А теперь хочет расширить свою недвижимость. Тени прошлого его не смущают.

Вообще, отношения Русской православной Церкви и власти всегда были вполне определенными. За немногим исключением ее иерархи всегда находили с руководством страны общий язык. Стала Церковь в свое время частью и коммунистической власти, и за это она до сих пор не покаялась. Менять своих хозяев ей не впервой, хотя принципы, по большому счету, те же. Так и теперь, когда священников не ссылают и не расстреливают, характер взаимоотношений Церкви с властью остается неизменным.

Объявленная президентом Медведевым десталинизация очень быстро заглохла. В том числе потому, что Церковь эту инициативу очищения общества не поддержала. Что говорить, если Церковь сама не прошла эту самую десталинизацию, если она фактически продолжает работать на авторитарную власть, как и в прежние времена?

В этом отношении Украинская православная Церковь как московского, так и киевского Патриархата, автокефальная и греко-католическая пошли далеко вперед. Чего стоит даже тот факт, что УПЦ признала Голодомор геноцидом, в то время как РПЦ, неукоснительно следуя за светской властью, этого не признает.

Еще одна небезынтересная деталь. Пентхаус Патриарха - с видом на Храм Христа Спасителя, который в свое время отстраивал мэр Москвы Юрий Лужков и который в прошлом году «прославился» лифтами за алтарем, скрытыми офисными помещениями, сдаваемыми в аренду, а также банкетным залом и автомойкой. Христос гнал менял из храма, а нынешние его последователи их наоборот впускают. Стоит ли удивляться финансовым операциям Патриарха? А дальше все идет по нисходящей. Каков поп, таков и приход. Глядя на отцов Церкви, на их поведение, у многих гаснет вера. А Патриарх Кирилл приезжает в Украину, и обвиняют в этом злокозненные темные зарубежные силы. Да никакие враги Русской православной Церкви не нужны, если у нее такие отцы. Она сама вползла в кризис, никто ее не толкал. Вот и пожинает плоды всего этого действа.
* * *
А в самом конце
Лев Николаевич Толстой - «официальное» православие и огосударствленная Православная Церковь:

1. «Очень хочется сказать нашим соотечественникам и казенно-официальным богословам: да идите и вы к отцу своему, диаволу, вы, взявшие ключи царствия небесного, и сами не входящие в него, и другим затворяющие его!» «Исповедь», 1881-1882 гг.

2. «Я начал с того, что полюбил свою православную веру больше своего спокойствия; потом полюбил христианство более своей православной Церкви и священников ее; теперь же люблю истину более всего на свете, и до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю». «Ответ на отлучение от Церкви», 1901 г.

3. «Я взял богословские книги и стал изучать их. И вот изучение это привело меня к убеждению, что та вера, которую исповедует наша иерархия и которой она учит народ, есть не только ложь, но и безнравственный обман. В православном вероучении я нашел изложение самых непонятных, кощунственных и безнравственных положений, не только допускаемых разумом, но совершенно непостижимых и противных нравственности - и никакого учения о жизни и смысле ее!» «Четвероевангелие», 1906 г.

РПЦ

Previous post Next post
Up