Канонизация св. Ульфилы в АКЦ

Aug 23, 2013 14:36

Материал появился на форуме АКЦ ещё в июне, по итогам собора АКЦ в Йорке, но поставленный вопрос продолжает оставаться актуальным.

+++
В нашей среде неоднократно раздавались голоса в пользу прославления епископа Ульфилы (Вульфилы) в лике святых как апостола и просвятителя готов. Мы приглашаем всех к дискуссии по этому вопросу. В случае положительного решения со стороны большинства мирян мы начнём официальную процедуру беатификации и - в случае её успеха - канонизации, в ходе которой мы, вознося молитвы к Богу, будем собирать свидетельства о чудесах, которые могли бы относиться к заступничеству Ульфилы




Небольшая, несколько расширенная при переводе на русский язык, выдержка из Энциклопедии Британника...
http://www.britannica.com/EBchecked/...613200/Ulfilas

Ульфила, гот. Wulfila (ок. 311- 382, Константинополь), христианский епископ и миссионер, проповедовавший среди готов, создатель готского алфавита (по общему мнению) и является автором самого раннего перевода Библии на германский язык. Однако его биография не может быть реконструирована с чёткостью, хотя в нашем распоряжении есть достаточно репрезентативные данные церковных историков IV - V вв.

По общему мнения, Ульфила родился в Каппадокии и являлся по происхождению либо греком, либо представителем уже давно эллинизированных племён Малой Азии. Будучи малолетним, он был взят в плен готами и вместе с некоторыми другими своими плененными соотечественниками был поселён на левобережье Дуная, которое ранее входило в состав римской провинции Дакия, а к тому времени, после оставления провинции войсками императора Александра Севера, стала вотчиной готов и других варварских племён. В возрасте около тридцати лет Ульфила стал участником посольства к императору. Находясь в константинополе, Ульфила принял участие в арианствущем соборе 341 г., на котором был рукоположен в архиерейский сан епископом Евсевием Никомедийским, представителем еретического арианского направления [Комментарий на форуме АКЦ: на каком основании арианство объявляется еретическим? Став гетеродоксальным направлением в христианстве после триумфа никейской ортодоксии, арианство ни в коей мере не является ересью для христиан арианского и унитарианского толка!], учившего, что Сын не является ни сущностно равным Богу-Отцу, ни совечным Ему). Из-за гонений, воздвигнутых готскими языческими вождями, Ульфила, после семилетней миссионерской работы среди дакийских готов, переместил свою общину в провинцию Мезия (ныне находящуюся на территории Болгарии) с согласия арианского римского императора Констанция II [Примечание Wulfilianus'a: В тексте форума допущена ошибка: если конкретно говорит о гонениях против готов-христиан, развязанных язычником Атанарихом, то к этому времени, т.е. к 369 году, императором Римского Востока был Валент, он же и оказал посильную помощь миссии Ульфилы]. Некоторые историки сообщают, что около 375 года Ульфила помогал гонимым готам пересекать Дунай и обосновываться на римской территории [Примечание Wulfilianus'a: Хотя скорее здесь речь идёт не столько о помощи готам-христианам, сколько о массовом переселении на римскую территорию готов, спасающихся от гуннского нашествия].

Ко времени своей епископской хиротонии Ульфила принял формулу омийского арианства (умеренно-компромиссную по отношению к тринитаризму формулу, утверждающую, что Сын был "подобен" Отцу, и официально принятую на Соборе в Константинополе в 360 г., на котором присутствовал Ульфила. Впоследствии он учил о сходстве Сына и Отца и о полном подчинении Святого Духа, передав основы этого учения визиготам. Без сомнения, он был основным протагонистом христианизации готов, что является значимым фактом не только в истории христианства, но и в истории Европы в целом. Когда в 379 г. стал императором Феодосий I Великий, впоследствии обеспечивший триумф никейской ортодоксии во всей Империи и фактически сделавший её основой имперской идеологии, Ульфила возглавил церковную партию, выступающую за примирение и воссоедниение с омийской ветвью арианства. После Аквилейского собора 381 года Феодосий вызвал Ульфилу на богословские дебаты в Константинополь, во время которых он и умер.

Азбука Ульфилы.jpg

Неоценимым является вклад Ульфилы в разработку новой алфавитной системы письма для готского языка, основные знаки которой были взяты из греческого и латинского алфавитов с добавленим некоторых знаков, носящих германское руническое происхождение. Впервые в германском мире стало возможным использовать алфавитное письмо, приспособленное для выражения целого комплекса абстрактных идей. Ульфила также заложил основы германской христианской терминологии, которые, претерпев определенную эволюцию, употребляются и по сей день. До 381 года он перевёл отдельные части Библии с греческого языка на готский. До нас дошло большая часть переведённых Евангелий и Павловых посланий, наряду с переводом ветхозаветной книги Неемии. Хотя по общему мнению он перевёл всю Библию за вычетом Книги Царей, тем не менее, подлинный масштаб проделанной им работы вряд ли можно адекватно оценить. Частично и фрагментарно дошедший до нас текст готского перевода Библии опубликован в монументальном труде В. Штрайтберга (Streitberg W. Gotische Bibel. Dritte Auflage. Heidelberg,  1950). Также известно (преимущественно из источников биографического характера, основным из которых является жизнеописание, составленное арианским епископом Авксентием), что Ульфила написал множество проповедей и толкований Священного Писания на готском, греческом и латинском языках. Некоторые из дошедших до нас анонимных арианских произведений богословско-экзегетического характера приписываются Ульфиле.

Библия Ульфилы-72dpi.jpg

Благодаря миссии Ульфилы возникла готская Церковь, которая была ограничена не географическими рамками епархий, а этническим самосознанием готов, менявших своё местоположение с течением времени. В готской Церкви использовался ульфилианский перевод Библии, а также написанная на родном языке литургия, которая, предположительно, была арианской с самого начала. Принадлежность готов к арианству наметила основную точку расхождения между готами и другими восточногерманскими племенами и Римской Империей, для которых арианство стало "варварской верой", являющейся неотъемлемой частью этнического самосознания таких народов, как визиготы, остроготы, вандалы и бургунды.

menologium, arian catholicism, история Церкви, святые АКЦ, Апостол Ульфила

Previous post Next post
Up