Георгий Победоносец и Федор Тирон

Oct 28, 2022 17:13


"победоносец Георгий должен был... заменить одну из важнейших

фигур дохристианской мифологии. Кого заменил он? Для кого

необходимо требовалась такая замена?"

(А.И. Кирпичников. "Святой Георгий и Егорий Храбрый")

Итак, две матричные змеи Мезоамерики в Китае выступили, как Драконы, окружающие Пылающую Жемчужину, "Драконий шар", ставший симулякром цолькинского центрального ядра в Поднебесной. Далее драконы превратились в полуантропоморфных ихтиокентавров, а немного позже - в бесовских прузи-саранчу. А вот теперь нам предстоит отследить еще один, заключительный этап метаморфоз, связанных с парными спиралями древнего календаря индейцев Америки, а именно - их превращение в ... христианских святых змееборцев.



Зрелый бородач Федор Тирон и юный Георгий Каппадокийский (Победоносец) приняли эстафету кентавров и ихтиокентавров Византии и Древней Греции. Таким образом Бифос и Афрос уничтожили все свои языческие змеиные "хвосты" фигурально - на иконах и в "отреченных" апокрифических сказаниях христианства. Древний Змей-Дракон был снова - и уже окончательно! - побежден, теперь и новейшей религией.



Редчайшую иконографию христианской священной конной героики с участием пары Георгий-Федор сегодня можно обнаружить на Синае, в монастыре Святой Екатерины. Но еще более раннюю - в пещерных храмах Каппадокии. И вот сейчас, мой уважаемый Читатель, я назову единственное место современной Европы, где изумительное рельефное изображение пары конных рыцарей, поражающих Змея-Дракона - каждый своего - точно повторило свои ви-зантийские первоисточники. Это древнерусская территория, территория Киевской Руси.



Илл.: 1 - святые воины Федор Тирон (вариант - Федор Стратилат) и Георгий Победоносец, фреска храма Святого Иоанна в Гюльшехире, Каппадокия, совр. Турция, VIII век; 2 - Георгий и Федор, как святые змееборцы, шиферный фасадный рельеф, XI в., демонстрируется в Нац. историко-культурном заповеднике "София Киевская", Киев, Украина; 3 - подчеркнуто-симметричное ВЕРХНЕЕ расположение фигур Федора Тирона и великомученника Георгия на двух створках "Царских врат" (или "Святых дверей"), как превалирующее над иными "избранными святыми великомученниками" раннего христианства, XIV в., Египет, монастырь Святой Екатерины на Синае

http://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html

То есть, мы по сей день располагаем весомым аргументом для утверждения, что из земель древнего Понта и Каппадокии и принявшей их культурное наследие Византии в северное Причерноморье и дальше на север, в Киев, в 10-м веке проникли эстафетные - преображенные! - матричные символы, воплотившиеся в героических христианских персонажах, роль которых в раннехристианском символизме была определяющей. И на территории Киевской Руси типологическая композиция с ДВУМЯ христианскими всадниками фиксировала ДВОЙНУЮ КОННУЮ иконографию византийского греческого Православия (ὀρθοδοξία, букв. - «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу - «правильное мнение») не только ранее, но и истиннее, чем где бы то ни было на остальной части европейского континента.



Подчеркну, речь идет именно об изначальных иконографических образчиках христианства. За пределами Византии и древней Руси ПАРНЫЕ изображения Георгия и Федора постепенно утрачивают основные маркеры ихтиокентавров: парных коней и, что даже более показательно - парных змей (Рис.1,5). Однако эти особенности (первичные родо-морфо-мифологические признаки) фиксируются на рельефных изображениях дунайских провинций Римской империи - Дакии, Мезии и Паннонии, этом кельто-итало-сарматском Пограничье, обильно питавшем митраистский символизм (Рис.3,4). Отметим, что бывшая Афродита-Венера становится в первом случае Богоматерью Марией, а во втором - Magna Mater Кибелой-Артемидой-Эпоной, по Ральфу Ходдинотту (Ralph Hoddinott), окруженной диоскурами-кабирами*-фракийскими всадниками.

http://teachmiddleeast.lib.uchicago.edu/foundations/middle-east-exporter...

http://macedonia.kroraina.com/en/rheb/rheb_2.htm

https://www.researchgate.net/publication/329987992_Contribution_to_the_S...

*Кабиры, согласно Елене Блаватской, выступают "олицетворенными священными Огнями наиболее оккультных сил в природе,... то есть, [они есть] взаимосоотносящиеся Силы и Огни".Тайная доктрина, Т.2, стр.4.

Отметим здесь факт яркого увековечивания ранними христианами на своих фресках и рельефах именно "Чуда о Змее", относящегося сегодня к "отреченным" христианским сюжетам. Отчего так? Объясняется ли такое положение вещей лишь фактором времени, круто меняющем даже основополагающие аспекты религиозных концепций, в том числе, и в их иконическом, графическом отражении? И удивительное исчезновение в католичестве героического образа Федора Тирона, оставшемся чтимым лишь в православной России...

Однако недаром на синайской богородичной иконе, датируемой 600 годом (Рис.1), в верхнем ярусе появляются архангелы! Именно они, крылатые (маркер космологического "верха") Михаил и Гавриил приблизительно в XII-XIII века навсегда заместят собою и Георгия, и Федора, что отразится в православной иконописи, например, Греции и Болгарии ( Рис.2,3,4). В России такая замена обусловит появление в церквях знаменитой византийской типологии "Богоматерь Знамение" с красным и черным (противоположности!) херувимами с обеих сторон от лика Марии (Рис.5).



Илл.: 1- Богоматерь в окружении архангелов, а также святых Михаила и Георгия на иконе из монастыря Св. Екатерины, ок. 600г., Синай, Египет; 2 - Михаил и Гавриил окружают Богородицу на иконе из монастыря Бачково, Болгария, XIV в.; 3 - греческая икона-триптих с изображением богородицы Одигитрии и архангелов Михаила и Гавриила; 4 - архангелы в верхнем ярусе "Царских врат" из Крита, вторая половина XV в., "Музей икон" Реклинхаузена, Германия; 5 - икона "Богоматерь Знамение" Царскосельская, Санкт-Петербург, Россия, не позднее XVII в.

Удивительно, но в церквях, музеях и частных коллекциях обнаруживаются и более ранние типологии византийских икон, как например, редчайшая икона "Богоматерь Неувядаемый Цвет" (Рис.1 внизу), хранящаяся в церкви своего имени в подмосковном Рублево. Такие иконы резко отличаеются от иных священных изображений, во-первых, тем, что на них Св. Дева и младенец Иисус изображены в роскошных «царских одеждах» и коронах. А во-вторых - присутствием конных образов Феодор и Георгия, причем уже не наравне с архангелами, а в нижнем или боковом (в триптихах) иконическом ряду.



Илл.: 1 - икона «Богоматерь Неувядаемый цвет», Рублево, Московская обл., Россия; 2 - византийская икона-триптих с Богоматерью, Иисусом, архангелами и всадниками Георгием и Федором, частная коллекция; 3 - число всадников на триптихе из коллекции Румена Манова неожиданно удваивается, появлеются две пары юных конников - Георгий и Димитрий и два Федора-бородача, Тирон и Стратилат, Музей христианского искусства, София, Болгария

Именно с этой богородичной типологии следует продолжить рассказ о разноликой Великой Матери мира и о двух ее, еще более несхожих с «предшественниками» и «преемниками» спутниках, (Рис.4,5,6,7), а сейчас вернемся к нашим двум героическим всадникам, из которых цунами византийского иконборчества преодолел лишь Георгий Победоносец. А начнем с Федора.

СТАРШИЙ ВСАДНИК

В царское, дореволюционное время память о нем жила благодаря так называемым "духовным стихам", отнесенным литературоведами и историками к числу самых ранних, "былевых", т.е., созданных по мотивам не канонического учения христианства, а былин, а значит, содержащих вполне опре-деленный языческий контекст:

https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnyy-stih-o-svyatom-feodore-tirone-i-ego-russkaya-sibirskaya-zapis/viewer

Полузабытый Федор Тирон... До сих пор существуют церкви его имени, большинство из них расположены на юге страны. Так, красавец-храм в Ялте обязан продлению своей жизни, в том числе, и Антону Чехову, попечительствовавшему в его рестраврации и венчавшемуся именно здесь с Ольгою Книппер-Чеховой. Федору Тирону также уделил внимание в своем творчестве художник и философ Николай Рерих.

Но даже в пост-киевской Руси Тирон оказался навсегда отделенным от "своего двойника Георгия", как выразился известный искусствовед Виктор Лазарев ("Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве"). Многогранный Александр Кирпичников в своей знаменитой апологии "Святой Георгий и Егорий Храбрый" прошел по этой самой разделительной грани, указав на самые важные, пусть и оборванно-противоречивые, связующие нити:

Везде, где только упоминается отец Егория (народный русский аналог Георгия, - Авт.), он называется Федором... Место рождения Егория - Иерусалим или Чернигов - Он ходил на Русь, из Чернигова родом его отец, черниговский боярин Федор.

https://archive.org/details/libgen_00297342/page/n2/mode/1up?view=theater

Кирпичников полностью сосредоточен на Георгии (факт равнозначности последнего Федору Тирону полностью стерт из памяти даже у поколения XIX века), но исследуя "корни" юного каппадокийца, он идет по тому же Пути Логоса, по какому движемся и мы. Александр Иванович возводит генеалогию всадника Георгия к античной паре Пегас-Беллерофонт, указывая на то, что "солнечный конь Пегас... родился у источников Океана - у Гесиода", а Беллерофонт "связан с морской стихией и имеет просхождение от Главка (аналог Протея, - Авт.) или Посейдона". Кроме того, Кирпичников рассматривает связь Георгия также и с ветвью Персей-Митра, ту самую связь, которую при внимательном и углубленном поиске демонстрирует и Федор Тирон - на замечательных русских артефактах:



Илл.: 1 - Феодор Тирон побеждает змея на клейме Людогощенского креста, 1359 г., Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород, Россия; 2 - копия барельефа XII века, расположенного на западном фасаде Дмитриевского собора г.Владимира, Россия; 3,4 - Федор и Георгий на образцах древнерусской сфрагистики XI-XIII вв. из Белоозера, Новогорода и Житомира

Трудно не заметить удивительного сходства скрученного в крутые кольца, новгородского змея, оставленного нам далекими предками на шедевре деревянной пластики - Людогощенском кресте - и Кетоса, попираемого Персеем со спасенной от затопления мозаики Зевгмы. Интересный взгляд на эту композицию демонстрируют и авторы "Православной Энциклопедии":

вмч. Феодор Тирон, держась за дерево, взбирается по кольцам свившегося змея, как по ступеням.

Кроме того, всадник Федор обнаруживается на западном фасаде самого древнего и чтимого собора г. Владимира - Дмитриевском (Рис.2). Однако ничто не может количественно сопер-ничать с отражением образов Федора Тирона, Георгия и других святых воинов (о них чуть позже), как древнерусская сфрагистика, в частности - свинцовые штемпели-печати XI-XIII вв. и их оттиски (Рис.3,4):

https://www.vr-azbuka.ru/vrexpo/

https://historylib.org/historybooks/B--A--Timoshchuk-Drevnosti-slavyan-i...

http://www.siegel.ru/book/s127.html

Историк В.П. Степаненко, просчитывет "бухгалерию" русских находок, фиксирует факт того, что образ навеки зачеркнутого в нашей памяти Федора Тирона повторяется в 2-3 раза чаще других святых воинов.

https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2787/1/pristr-03-06.pdf

Обратим внимание на реплику данного автора относительно «наиболее ранних изображений святых воинов-всадников встречаю[щихся] в византийской сфрагистике уже в V-VII вв.» (а также - в пещерной фресковой живописи каппадокийских церквей (Рис.1, 2), датируемых некоторыми исследователями не позднее VIII в. - Авт.) - с временнЫм водоразделом до середины X века, когда «культы святых воинов приобрели общеимперское значение», пополнившись многочисленным сонмом иных христианских воинов-героев, в том числе, верхом на лошадях. Основное



религиозное событие, произошедшее между двумя этими пограничными датами, VIII-м и X-м веками - византийское иконоборчество, во многом изменившее последующую религиозную христианскую «картинку» - и фабулу в целом.

Удвоение числа всадников, отсутствие явных внешних различий между ними (новые пары юных Георгия и Деметрия или бородачей Федора Тирона и Федора Стратилата, например) постепенно стирают первичную греческую апологию, отражавшую дуалистический прин-цип построения мира, где пара воинов-всадников выступила «формально-эстетическим эквивалентом» (термин Евангелоса Курдиса, Evangelos Kourdis в «Semiotics of Translation: An Interdisciplinary Approach to Translation») двух вселенских "сил"- вихрей-спиралей-потоков, что формируют Универсум, и в нашем, конкретном случае - "сосредоточенном" в его, Универсума, компактном макете, Матрице Цолькин.

Исторический



свидетельствует Робертсон, Дункан (1998),  «Жизнь средневеквых святых» , с. 51 . Robertson, Duncan (1998), The Medieval Saints' Lives.



*«Тиражирование» всадников особо ощутимо в образах двух Федоров, Тирона и Стратилата. Советский, российский филолог Олег Творогов, со ссылкой на  распространенный в древнерусской литературе гре-ческий мартирий, приводит ряд фактов, свидетельствующих о «смешении» этих образов, на основании чего возможно заключить, что Феор Стратилат - это образ, производный от Федора Тирона:

https://web.archive.org/web/20110525130451/http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4341



- и так далее.

Нам остается лишь добавить, что в генеалогии двух изначальных греческих всадников, Федора и Георгия, впоследствии замещенных аврамическими архангелами и херувимами, просматривается еще одно мощное родовое «колено» и авторитетное культурное осно-вание, творчески использованное христианской Церковью - ведические Ашвины, колесни-чие, следующие путями Вселенского закона, поддерживающие мироздание в постоянном движении, верные спутники Индры, вращающие Колесо времени. Сама же лошадь (ср. - «лошадиная сила) в ведах именуется Ашва, (अश्व) : «Это образ великой динамической силы жизни... Это образ праны, универсальной жизненной энергии» (Manblunder: Sri Rudram 4.1-6.)

https://www-wisdomlib-org.translate.goog/definition/ashva?_x_tr_sl=en&_x...

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:9595_-_Milano_-_Museo_archeologico_-_Patera_di_Parabiago_-_Foto_Giovanni_Dall%27Orto_13_Mar_2012.jpg

КИТОВРАС ОБНАЖАЕТ МЕЧ

«...в генеалогии двух греческих всадников, Федора и Георгия... просматривается еще одно мощное родовое «колено» и авторитетное культурное основание, творчески использованное христианской Церковю - ведические Ашвины»

Данный аспект является весьма принципиальным в нашем повествовании. Индуистская лошадь, «ашва» дала имя всадникам, оседлавшим ее. Почему бы не предположить, что обладавшие недюженным художественным воображе-нием греки (большие ценители древних восточных мифов, как известно), со-чли такой лингво-повтор своеобразным синтезом, визуализировав свое пред-ставление «картинкой» кентавра? И пошли дальше, усмотрев в рожденных из моря солнечных лошадей и всадников-ашвинов на них  прообразы всех своих морских богов и божеств, таких как Посейдон и Протей/Главк, прицепив к ним вдобавок еще и «хвосты» китайских драконов?



- см. Путь Логоса. Часть Х. Митра, Непобедимое солнце гл. АПАМ НАПАТ-ПЕРСЕЙ-ПРОТЕЙ-МИТРА

Вы догадались, мой Читатель, что мы возвращаемся к теме кентавра Китовраса и Кетоса. Замечательные подтверждения родства с ними драконов, гиппокампов, ихтиокентавров и прочих фантастических существ Востока, "воспроизводя[щих] прототипы, которые хоро-шо известны в [раннебудийском] искусстве Гандхары  и демонстрирую[щие] прямые мор-фологические и стилистические соответствия с восточноевропейскими изображени-ями" мы найдем в работе  Ильи Ахмедова "Некоторые замечания о происхождении одного из образов раннесредневекового искусства":

https://www.academia.edu/42209112/Akhmedov_NAV_2019_with_correction?auto=download&email_work_card=download-paper



То есть, как мы видим, в Индии драконьи китайские хвосты к кентаврам УЖЕ прицепили. И когда греко-римский мир создавал свою магистральную космологическую тему "Рожде-ние Афродиты", ему оставалось лишь запечатлеть на своих мозаиках уточняющий маркер-намек на самую раннюю, китайскую связь, сохраненую от майя, а именно - створки мор-ской раковины в контексте античной богини-красавицы, как намек на "Перл совершенст-ва", на Жемчужину-Драконий шар, симулякр "ядра" Матрицы.

Создатели раннехристианских икон, "опробовав" на прузи-саранче очеловеченные греко-восточные "силы" Цолькина, сочли за необходимое использовать их и в дальнейшей своей образной апологетике, но уже в форме полностью антропоморфных святых воинов всад-ников, сохранив при этом память об  их "геналогии" аспектом Змееборчества. А вот  рус-ский Китоврас, взяв в руки меч (А.В. Чернецов, "Об изображениях кентавра, обнажающего меч", стр.56 нижеприведенного документа)

https://www.archaeolog.ru/media/books_ksia/ksia_166.pdf

должен был указать Путь отечественным гностическим кругам к истинным мифо-исто-рико-географческим Истокам образов всадников-змееборцев византийского Православия.



Да, именно Путь Истины, по которому необходимо нам следовать, и на который Святому Антонию Великому указывет неожиданный языческий кентавр, проявившися не только на средневековых изображениях Западной Европы (Рис.6,7), но и на фреске древнерусской Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке начала XIIв. (Рис.5), где он выступает Проводником Антония на этом пути. Святой Антоний, как известно, яв-ляется основателем  отшельнического монашества, сохраняющего все "Начала" и "Перво-образцы" христианской религии.  https://zelomi.ru/journalkentavr

https://religions-of-the-world.tumblr.com/post/150868708851/1-by-hj-ford...
Previous post Next post
Up