Apr 10, 2010 10:02
Во-первых (и это самое основное различие), у веры нет объекта поклонения. Или же объектом есть всё - люди, природа, деревья и даже самая маленькая травинка. В религии объект поклонения есть всегда. Этот объект - нечто, вычлененное из жизни. Какой-то бог, явление или предмет. И потому, что этот объект вычленяется из жизни и превозноситься (имеет самую большую ценность) - всё остальное вокруг него формируется по принципу иерархии.
Это является вторым различием. У веры нет ни структуры, ни иерархии. Потому что для веры ничего не является бОльшим или мЕньшим, более важным или менее важным. Всё одно, и всё равноценно. В религии же всё - это структура и обряды, направленные на самый важный объект.
В-третьих, люди. Для верующего человека всё равноценно, поэтому его вера тождественна жизни. Он верит в жизнь - это и есть его вера. Он всегда живёт здесь и сейчас. У него нет глобальной конечной цели, потому что жизнь для него - бесконечность.
Религиозный человек всегда обращён к прошлому. Он подобен невыросшему взрослому, тоскующему по детству. И поэтому объект поклонения для него всегда имеет черты родителя и, как правило, разделяется на два аспекта - материнский и отцовский. И как каждый ребёнок, религиозный человек видит целью своей жизни следование и подражание богу-«родителю». Он чувствует, что есть некоторая «миссия» или конечная цель, осуществление которой в далёком-предалёком будущем. А пока, в «этой жизни», он чувствует, что недостоин этого до тех пор, пока не исправит все свои мнимые недостатки. Собственно, борьба со своими недостатками и есть главной частью религии.
Верующий человек всегда одинок, хотя он не чувствует это одиночество так, как чувствуют его другие люди. Для него одиночество - это не тоска, а результат понимания жизни. Поэтому это и одиночеством нельзя назвать. Скорее, благомJ.
Для религиозного человека ДРУГИЕ всегда имеют большое значение. Он хочет быть в социуме, в религиозной общине, которая создаётся как семья. Без неё религиозный человек чувствует себя одиноким и ненужным. Ведь большое значение в религии имеет коллективное участие в обрядах, которое придаёт ощущение правильности, безопасности и смысла.
Отберите у религиозного человека возможность совершать обряды и поклонение, вытяните его из общества ему подобных и поставьте перед лицом смерти. Он лишиться всей своей идеи. И умрёт от тоски и ощущения внутренней пустоты.
У верующего человека невозможно отобрать веру. Даже если отобрать его жизнь. Потому что он и вера - это одно.
И в-четвёртых… Вера обитает в сердце, а религия - в уме. Сама религия - это порождение ума, склонного постоянно выискивать недостатки, сравнивать и структурировать. Ум боится жизни, и чтобы её обезопасить, он пытается всё объяснить, истолковать и разложить по полочкам: это так, а это вот так. И никак иначе. Поэтому в религии большое значение имеет авторитет. Ведь он обитает в прошлом. А всё, что прошлое - уже совершено и незыблемо.
Вера обитает в сердце… И это не только тот орган, который перегоняет кровь и стучит быстрее во время бега. Это центр всего существа. Вера питается жизнью, и нет для неё иного авторитета, кроме вечного изменения жизни. Верующий человек верит в жизнь, но не цепляется за её отдельные проявления. Люди и события приходят и уходят. Всё меняется, и это так незыблемо! Что вера в изменения жизни не может иссякнуть и предстать никогда!