Первая часть (Вступление) -
http://arhon70.livejournal.com/117834.htmlВторая часть (Сценарий) -
http://arhon70.livejournal.com/118062.htmlТретья часть (Продюсер) -
http://arhon70.livejournal.com/118294.htmlЧетвертая часть (Режиссеры) -
http://arhon70.livejournal.com/118721.htmlПятая часть (Операторы) -
http://arhon70.livejournal.com/119214.htmlШестая часть (Художники) -
http://arhon70.livejournal.com/119667.htmlСедьмая часть (Костюм) -
http://arhon70.livejournal.com/122510.htmlВосьмая часть (Грим) -
http://arhon70.livejournal.com/123947.html Часть 9. Актеры.
Пожалуй самая интересная часть. Потому что, подгоняемые собственным тщеславием очень много народу стремятся стать актерами - с одной стороны, а с другой - актеры это те самые люди, которые становятся кумирами благодаря съемочной группе, которая, как и основная часть айсберга, находится вне поля зрения.
Сперва про процесс как выбирают актеров.
Правильно начинать отбор актеров для фильма, когда готов режиссерский сценарий. Но так как актеры - это одна из емких статей финансовых расходов, в наших условиях отбор начинается еще до этапа создания режиссерского сценария и, бывает, заканчивается за несколько дней до съемок.
Актерами занимается кастинг-директор. Это человек, который знает телефоны всех агентов и агентств плюс личные контакты с агентами и актерами. В наших условиях один агент занимается делами сразу нескольких актеров. В Голливуде тоже так, но только у актеров низкой ценовой категории.
Небольшое отступление. Агент мало того, что продвигает своих подопечных актеров, но и составляет графики занятости, знает тонкости контракта и предстоящих съемок. Скажем так, это личный секретарь актера, который ведет его дела.
Агентства тоже занимаются актерами, которые не в силах содержать агента. Кроме того, агентство проводит кастинги и создают свою базу данных, откуда и черпает ресурсы кастинг-директор. В этой базе данных можно найти любой типаж и любую массовку, тут встречаются всевозможные варианты. Представьте, когда в кадре послевоенный период и огромное количество мужского населения потеряно на войне ту или иную часть тела. Кстати, хорошие гримеры и костюмеры справятся с такими задачами, если услуги агентства будут слишком дорого стоить.
Так вот, кастинг-директор, оговаривает с режиссером какие актеры подходят по типажу, а с продюсером - какие по стоимости. Гонорары актеров могут показаться заоблачными. Например звездные звезды могут просить по 10 тыс долларов за съемочный день и выше. Но если учесть, что после съемок актера могут несколько лет вообще не приглашать никуда, а в повседневные расходы актера нужно включить защиту от навязчивых фанатов, то сумма не кажется такой большой.
Режиссер отбирает анкеты тех актеров, которые подходят, а затем начинается кастинг. Обычно берут сложный по эмоциям кусочек сценария и просят претендентов его сыграть. Это все снимается на камеру, а потом тщательно отбирается. Кроме того, на кастинге режиссер понимает на что каждый из актеров способен.
Когда актеры на роли утверждены, кастинг директор борется с агентствами за график занятости актеров. В наших реалиях для бюджетных картин, когда с агентами долго торгуются по поводу гонорара, графики актера очень ненадежная и меняющаяся штука :)
Во-первых, если кто-то предлагает выбранному актеру более оплачиваемую работу, то агент похерит ваш график. Во-вторых, у актеров постоянно возникают какие-то «елки» и корпоративы. И это не работа - это прийти с радостной миной в толпу неизвестных людей, побухать с ними и рассказать пару анекдотов. За это нехило платят и это всего-лишь на один вечер, а кино - это сравнительно надолго.
Ко всему прочему, актеры, обзаведясь агентом, сваливают со своих плеч проблему графиков - это работа агента. А агенты тоже работают спустя рукава, по той же финансовой причине: хороший агент стоит дорого, а плохой - плохо работает, но плохо он работает не с актером, а с кастинг-директорами. Такие агенты забывают в график актера внести внеплановый спектакль или День Рожденья родственников, а это потом это всплывает в процессе составления календарно-постановочного плана, а в худшем случае - в день съемки.
Продакшн заключает с актерами контракты. В которые входит так называемый райдер - это список того, что актеру можно делать, а что нет и все то, без чего актер просто не в состоянии сниматься. Например, стельки в обуви из кокосовой стружки и лимузин с неисчерпаемым запасом шампанского. У голливудских звезд райдер может составлять более десяти страниц - наши ограничиваются одной. Тем не менее актеры на площадке увлекаются и настаивают самим выполнять то, что предназначалось дублерам.
На площадке актеры работают в первую очередь с режиссером. Именно режиссер объясняет актерам что он должен играть, и если мы видим откровенно плохую игру актера, то это может быть и не его вина. Но от этого страдает имидж актера и на площадке постоянно актеры дополняют своими придумками те или иные сцены.
Говоря об актерском цехе, нельзя не упомянуть специальную категорию актеров, как любовницы или родственники инвесторов или других влиятельных лиц. В жизни это вмещается в простую фразу «Или вы снимаете эту девочку в своем кино или…». Конечно же режиссер старается отдать таким актерам незначительные и эпизодические роли, но если это, скажем, дочь генерального продюсера, то приходится отдавать главные роли и переписывать сценарий так, чтобы этой самой девочке не приходилось особенно играть.
Актеры на площадке взаимодействуют между собой и помогают играть или наоборот - вредят. Такое тоже бывает и достаточно часто. Чувствуется, когда «сильный» актер играя в эпизоде, явно превалирует над менее опытными коллегами. Это зависит нашли ли актеры общий язык за кадром.
На экране мы видим актеров, ассоциируя их с персонажами, а определяя хорошо или плохо играет актер, мы на самом деле, ставим оценку чуть ли не всей съемочной группе. На самом деле - вся съемочная группа непосредственно или косвенно влияет на игру актеров. Начиная от водителя, который везет актера на площадку и заканчивая постановщиком, который плохо забил гвоздь в стул, на котором актер сидит.
Рассказывать как актеры могут испортить кино не нужно. Если актер плох и это выясняется на площадке, то нужно очень волевое решение, чтобы остановить съемочный процесс и начать поиски другого актера. И такое решение очень дорого обойдется инвесторам.
Я был свидетелям такого только один раз, когда заказчик, просмотрев материал, настоял, чтобы поменяли одного актера, благо не главного. Процесс не остановили - пришлось просто переснять сцены, где участвовал данный персонаж.
Теперь о том как стать актером.
Если Вы закончили специализированный вуз, курсы, работаете в театре, то Вам мои советы бесполезны.
Но есть еще примеры в жизни, когда режиссер встречал кого-то на улице, предлагал сняться в кино и в результате получался хороший актер. Да, это не сказка, но такие случаи настолько редкие, что больше похоже на миф. Хотя, все знают актера-эксцентрика Сергея Филиппова…
Где встретить такого режиссера? Конечно, на съемочной площадке, а дальше Вам остается полагаться на собственный талант и Его Величество Случай.
В свою очередь на съемочную площадку попасть можно с двух сторон: с актерской стороны - массовка и со стороны съемочной группы. По последнему варианту нужно обладать какими-то навыками, в отличии от актеров массовых сцен.
Стать актером массовых сцен просто. Нужно настойчиво ходить на каждый кастинг во все актерские и кастинговые агентства. Кроме того, есть специальные люди, которые занимаются массовкой и групповкой . Их не сложно отыскать - достаточно спросить на съемочной площадке, кто занимается массовкой.
До встреч на съемочных площадках ;)