Фильмы

Mar 06, 2010 18:24

"Маяк" ("Lighthouse")


Остросюжетная мелодрама на фоне фантастического антуража. Ремейк одноименного фильма 1973 г.

Кинокритика, как она есть.
Образ маяка занимает в российской кинодраматургии конца ХХ века особое место. Это яркий образчик образности кинопослания отечественных драматургов в широкие массы.

Главным героем в римейке выступает немолодой мужчина среднего возраста. Он скрытен, напорист, сентементален, но амбициозен. Характеризуя характер этого героя, видишь характерные черты, типичные для подобного типа типажей.

Жизнь обычного захолустного российского приморского городка, течет однообразно и уныло до тех пор, пока в нем не появляется новый смотритель маяка. Горожане явно не готовы к приезду этой столичной штучки, они боятся его. Из-за этого то тут, то там возникают немые сцены.

Центральное место в фильме по праву занимают сцены мордобоя. И это неудивительно, поскольку каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, волей-неволей становится в оппозицию к главному герою. Но мрачное обаяние, присущее маяковцам, заставляет искренне сопереживать именно ему в эпизодах с насилием и жестокостью.

Особенно, на мой взгляд, удалась автору сцена разговора героя с дубом. Как многозначительно они молчат!.. И тут режиссер раскрывает схожесть главного героя и дерева, ну как близнецы братья.Впрочем, вернемся к образу главного героя.

Кроме того, что главный герой отшельник, он еще и аскет до мозга костей. И если второе у него в достатке, то первое отсутствует напрочь. Он типичный представитель сословия маяковцев, засланных к нам из будущего - молод, хорош собой. На него с ужасом заглядываются девушки. Он получил изрядный по тем будущим временам объем образования.

Выходец из далекого будущего, смотритель ощущает свою связь с ним в течении всей жизни. Кинокритик Ник Добролюбофф определил характер смотрителя как "решительный, цельный, советский". Это герой своего тупого и безжалостного времени, которое мочит и колбасит своих героев, превращая их в леденящую кровь кашу из нержавеющей стали.

При всем при этом смотритель безумно одинок. Об этом свидетельствует то, что он пытается познакомиться со всеми попадающимися на пути девушками и женщинами.

Он никому не нужен, ему никто не рад. Из свободного, радостного мира, в котором он чувствовал слияние с техникой и программным обеспечением гаджетов, смотритель попадает в бездушный мир людей приморского края. "Ты скоро сдохнешь, подонок", - так говорит о смотрителе один из героев ленты, и эта фраза ярко характеризует конфликт между двумя общественно-политическими лагерями. При этом личная драма главного героя перестает быть узко личной, а перестает в столкновение влюбленного смотрителя и всего советского общества.

Да, смотритель чужой в этом мире, и осознание этого становится для него тем тягостнее, чем больше он узнает о природе человека прошлого. Бесконечный поиск своего "я", выраженный в череде принимаемых им обликов, приводит в конце концов к окончательной его потере и драматической развязке.

Один из самых трагических моментов в произведении, как мне кажется, - это когда у смотрителя ломается зубочистка. Всё, для чего он прибыл из будущего, к чему стремился, для чего работал, не жалея себя и, главным образом, других, - всё это рухнуло в одночасье. Цель в жизни потеряна. Не вынеся страданий, выпавших на его долю, смотритель бежит в осиновую рощу, вырубать себе новую зубочистку. За этот мужественный поступок известный голливудский кинокритик Винни Белински (B.G. Bellinsky) назвал смотрителя "железным дровосеком нашей современности".

Что же привело главного героя к столь печальному концу? Только ли безумное следование заложенной родителями программе воспитания? Что главное в мотивации его поступков - невозможность противиться судьбе или желание самоустраниться от возникающих проблем, стремление переложить ответственность на гипотетического создателя? Мне кажется, скорее последнее, и этим смотритель поразительно напоминает нам Обломова. Правда, в отличие от персонажа И. А. Гончарова, маяковец не привык вести долгих споров, разглагольствуя о судьбах Российской глубинки.

Хотя наверняка перед тем, как убить другого самодура, он испытывал колебания и, подобно Раскольникову, спрашивал себя: "Тварь я дребезжащая или право имею?"

Да, подобно Онегину, смотритель вынужден бросить перчатку своему другу, который, быть может, его прадедушка, и убить его в честном бою. Мы свидетели, не хотел он такой развязки (вспомним его знаменитый печальный монолог "Vivat coitus!") И в отчаяньи, потеряв смысл жизни, но не потеряв совести и благородства, пускается он сам за своим другом в пучину бушующего океана, чего, кстати, добрый наш приятель Онегин сделать не сумел...

Однако, в отличие от Онегина смотритель не лишний человек на маяке. И конечно уж, в несколько раз превзошел онегинского дядю. Уж этот уважать себя заставил так заставил! Лучше не выдумаешь!

Вообще, автора фильма, Джемисона Рубашкина, понять довольно трудно. Он мастер игры красок, полутеней. Аллегории и двусмысленности пронзают ткань его картин. Обычному человеку кажется, что смотритель - это падший человечишка, живущий по суровым законам XXIII века, который хочет женщину, а на самом деле это никакой не смотритель, а актер Гиви Куценко!

Вполне возможно, что, авторы фильма дают понять, иносказательно намекают: в каждом из нас, дорогие друзья, немало маяковщины. И прежде всего надо убить смотрителя в себе. Рубашкин как бы спрашивает нас: "Кого боитесь? Вы себя боитесь!"

И уж никак не случайно Винни Белински назвал этот фильм "энциклопедией русской души". Говорят даже, что российский экс-президент В.Путин, посмотрев пьесу, задумчиво вымолвил: "Всем досталось, а больше всех мне!"

* * *

"Я вернусь!" - говорит нам смотритель в одном из эпизодов фильма. О чем это он? Куда он вернется? Эти вопросы много обсуждались критикой. Может быть, имеется в виду, что он хочет ненадолго отлучиться, чтобы поменять лампочку в погасшем маяке, или ему приспичило по маленькому? А может быть, он хочет вернуться домой, в будущее, ведь там остались его друзья, семья, родители, гаджеты и лаптопы? Но пронзительный, жизнеутверждающий финал фильма не оставляет возможности для двух мнений: смотритель вернется к нам, только в страшном сне, чем безусловно, радовать зрителей своими забавными похождениями!


Где бесплатно скачать фильм "Маяк"?
Да не где :)
Все это вымысел и пародия на замечания титулированных критиков по поводу и без.
А картинка... картинка настоящая - сами рисовали для съемок экстерьера кинотеатра :)

фильмы, :)

Previous post Next post
Up