фото: церковь Знамения иконы Божьей Матери в Великом Новгороде

Feb 08, 2011 00:19

Или просто - Знаменская церковь. Она стоит на Ильине улице, как раз напротив церкви Спаса Преображения (той, в которой всемирно известные фрески Феофана Грека) и за счёт этого - вниманием туристов явно обделена. А посмотреть там оооооочень даже есть на что.

Это, пожалуй, самый "не новгородский" храм в городе. Его архитектура более характерна для Москвы и Поволжья, а росписи сделали костромские художники. Ныне существующий храм был построен в 1682 году на месте более древнего каменного, разобранного до основания.

Несмотря на перестройки и ремонты собор хорошо сохранил архитектурные формы 17 века. Он представляет собой тип монументального, четырехстолпного, трехапсидного храма, окруженного с тех сторон двухъярусными галереями и завершенного трехъярусными куполами, из которых только центральный является световым. Здание разделено на два этажа. Обширный подклет использовался для хозяйственных целей. На галереи вели три симметричных крыльца - всхода, решенные в традиционной для 17 века манере: между столбами-кубышками перекинуты двойные арки с висячей гирькой. Сохранилось лишь западное крыльцо. Северное было перестроено, а южное со временем утрачено. Гладкие стены центрального объема резделены на три прясла лопатками, переходящими вверху в полуколонки. Фасады завершены тремя полукружиями ложных закомар. Первоначальное покрытие было скорее всего щипцовым. Существующее четырехскатное появилось во время одной из перестроек. Наличники окон в виде полуколонок с перехватами и килевидными подвышениями имеют трехцветную окраску: синюю, зеленую и красно-коричневую (она восстановлена в процессе реставрационных работ). Горизонтальный фриз над закомарами, выложенный из лекального кирпича и окрашенный в зеленый цвет, имеет аналоги в памятниках Костромы. Живописные композиции украшают тимпаны закомар.

Часть первоначального декоративного убранства безвозвратно утрачена. Полностью осыпалась роспись на барабанах. Еще в начале 20 века просматривались изображения херувимов, выполненные красной краской по тонкому известковому грунту, и растительный орнамент, нанесенный синей и желтой краской. Не уцелели прорезные позолоченные кресты на главах собора. Пострадали и изразцовые фризы, опоясывающие галереи.



Зато весьма прилично сохранились фрески внутри церкви. Да-да, это, конечно, не Феофан Грек - от которого и уцелело-то всего несколько фрагментов росписи... зато можно полюбоваться целиком расписанными стенами.



Святые ворота, крытые двумя бочками. Росписи выцвели, но ещё вполне...







те же ворота, но уже изнутри



Общий вид - собор и колокольня. Состояние не очень, да и формы не так, чтобы поражали воображение. Остается только догадываться, как смотрелся собор, покрытый цветными росписями...







И вот то, ради чего я тут стараюсь))) Работа костромских живописцев встречает нас уже на крыльце...



Троица??



кто-то из архангелов, охраняет вход. С другой стороны тоже архангел.







какие-то эпизоды из Евангелия, похоже...



обратите внимание - "шахматный пол" в перспективе



Большая фреска посвящена Аду. Нам сказали, что в зелёном камзоле в обнимку с чёртом - не кто-нибудь, а сам Пётр Первый))



Кто-то с бородой везёт чертей на телеге...









И на прощание...


музеи, dslr a300, осень, Новгород, фото

Previous post Next post
Up