фото: советский конструктивизм первой половины XX века

Oct 17, 2008 04:17

Я знаю, что заголовок длинный, но короче и не скажешь, пожалуй что. Итак, две недели назад knigomanka предложила нам составить компанию на самопальную экскурсию от метро Нарвская, проводимую babs71. Правда, жена пойти в итоге не смогла, так что пришлось мне с утра сгрести в охапку нашего Ивана и ехать с ним.
Чего не сделаешь исключительно ради интереса! мы, редко когда встающие в выходные раньше 12, примчались из нашего Колпино на Нарвскую к 11 часам утра.

Давайте вместе повторим тогдашний маршрут. Комментарии будут краткие, что запомнилось (впрочем, информация для любознательных сейчас лежит повсюду).

Начало экскурсии: площадь Стачек. И конечно центр композиции - Нарвские триумфальные ворота. Кирпичный остов обшит медными листами, из меди отлиты и скульптуры.



Строились ворота, прямо скажем, туго, вечная экономия средств давала о себе знать. Даже проект шестиконной колесницы был урезан до четырёх. Впрочем, уже после установки оказалось, что квадроупряжь совершенно не смотрится, так что пришлось пристяжных возвращать на место. Автор коней - знаменитый Клодт.



Со скульптурами была своя история. Готовые уже они были забракованы лично императором, причём по причине некоей личной неприязни к скульптору. Но - нового в необходимые сроки не нашлось, пришлось поставить те, что были. Всё сделали вид, что так и должно было быть. В том числе и император (знаковый объект, понимать же надо...)



Павильон станции Нарвская. Сугубо сталинский. Вождя и учителя в проекте было очень много (потом, ясное дело, поизымали).



Хоть я и совершенно точно знаю, что павильон строился с нуля - всё остаётся ощущение обрезанной церкви. Вон - даже алтарная часть слева виднеется.

А за воротами на площадке - малозаметный памятник маршалу Говорову. По крайней мере, мне так сказали. Подходить ближе не стали.



Однако, пора уже перейти к, собственно, конструктивизму. Первый в стране дворец культуры. Имени Горького. Стильный и очень свободный конструктивизм (скоро-скоро этой вольнице подрежут крылышки), оцените только эти склеенные под причудливыми углами разномастные фигуры.



Построен в 1926-1927 гг. по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Строили, буквально, из того, что находилось под рукой... и, как уж водится, проект в процессе подрезали в части помещений под всевозможные кружки.



А вот ещё любопытный образец, спрятавшийся как раз за ДК.



Архитектора, жаль, не запомнил. Здание было много длиннее, но среднюю часть разобрали до основания - впрочем, реально интересен всё равно только хвост в виде сложной кривой. Размещалось в нём какое-то училище; и ступенчатые окна были вполне функциональны, они освещали адиторию-амфитеатр. А как уж в амфитеатре разместился магазин - мне неведомо.

Ну, а мы дальше углубились в жилмассив Тракторной улицы. Первый в городе жилмассив рабочий, конструктивистский и решённый в едином стиле (арх. А. И. Гегелло, А. С. Никольский и Г. А. Симонов).



Разнокалиберные окна, сочетание дуг с углами, полуарки - вот они, пожалуй, характерны только для этого квартала.





Квартал сейчас отреставрирован и отреставрирован очень качественно. Находиться там сплошное удовольствие. Да ещё в такую погоду: золотая осень, небо синее, солнце яркое!







Просторные дворы - тоже характерная черта.





Мне нравится эта предусмотрительность - консоли под скамейки составляют единое целое с домом (правда, в памяти сразу всплывает туманного для меня значения слово "завалинка")...



Да вот и целая завал... эээ, скамейка.



А вот сугубо функциональная коробка, но столь причудливо реализованная... прям Пикассо...



...подсолнух!



цветы на балконах



Это мы уже вышли... и лихо пробежали мимо останков мини-амфитеатра неясного назначения...



Вот и угол с Кировской площадью... но это уже типовой ребёнок более поздней эпохи, да...



и давайте пока сделаем паузу, что ли. Продолжение следует... ->

Точка Зрения, dslr a300, осень, Петербург, фото

Previous post Next post
Up