.
В Телеграмме попросили рассказать о западных славянах. Разговор может быть долгим, поскольку об этом люди имеют слабое представление, а историки стараяются всячески обходить эту тему. Ну, с чего-то начинать нужно.
.
В течение столетий славяне жили на своей родине в районе реки Эльба, на территории современной Германии. Их родина простиралась с севера, по берегам холодного Балтийского моря, и до самого юга, где сливалась с владениями моравов, чехов, северян, древлян, радимичей, вятичей, кривичей и других соседних славянских племен, вплоть до северного Причерноморья. Все эти люди говорили на одном языке и имели схожие верования.
.
Две трети современной Германии когда-то была заселены славянскими племенами. Фактически, некоторые из них все еще живут там как этнические меньшинства, в основном сорбы, но большая часть сейчас утратила национальную идентичность и теперь именуется немцами. Генетически и по фенотипу они ничем не отличаются от русских.
Но на западе находились германцы и датчане, расово отличающиеся от славян и ставшие ярыми католиками жаждущими экспансии. Они ненавидели славян за древние языческие убеждения и богатые ресурсы на их землях. Сначала они пытались обратить их в христианство мирным путем. Однако, когда им это не удалось, они прибегли к войне. Борьба за ресурсы в этой войне (как, впрочем, и в любых других войнах) носила вторичный характер. Важнее была борьба за менталитет. С Запада на Восток экспансию вела Католическая Церковь, с Юга на Север - Православная.
.
Идеализировать славянский мир не стоит и "спор славян между собою" имел место с древнейших времён. Вопрос который трудно разрешить, если только "славянские ручьи" не сольются в "русском море". Но до этой поры ещё далеко. Но в те времена, уже незапамятные, эти племена были союзниками, объединенными одной кровью и одной идентичностью.
Однако они не были единым политическим образованием, а скорее свободной конфедерацией племен. И хотя они разделяли одну традицию и кровь, многие из племен проводили независимую и часто конфликтующую политику, что только еще больше усложняло их отношения и делало их в целом слабее перед лицом соседей. Но даже в этом случае их общая культурная идентичность была глубоко связана с их старыми языческими верованиями. Их боги, такие как Сварожич, Святовит, Перун, Дажьбог и другие, были связаны с войной, плодородием, огнем и природой. Их религиозными центрами были храмы и священные рощи, символизирующие их приверженность своей языческой вере, а также их племенное единство. Это, конечно, было резким контрастом по сравнению с жесткими верованиями католической христианской церкви их соседей на западе.
Это привело к длительной вражде между христианами и язычниками, которые жили в этом регионе, причем это были полабские славяне против практически всех остальных на западных границах. Однако вражда только усилила верования обеих сторон. Венеды (немецкое название этих славянских племен, среди которых были лютичи, ободриты, вагры, померанцы, сорбы, редари, чирципаны, стодораны, венеты и многие, многие другие) были яростно преданы своим богам. Одно из их главных религиозных мест находилось на балтийском острове Рюген, где находился главный храм в Арконе. Здесь находилось главное священное место бога Святовита (Свантевита, божества войны, почитаемого за его способность предсказывать победу в битве.
.Святовит, возможно Световид (свет+видение, свет+знание) среди множества славянских божеств считается главным.
.
.
Епископ Абсалон свергает идола славянского бога Световида в Арконе в 1168 году
Жрецы приводили в храм его священное животное - белого коня. Основываясь на поведении животного, они могли предсказать результат предстоящей битвы. Излишне говорить, что такие религиозные места сыграли важную роль в укреплении сопротивления венедов принудительной христианизации, чего их враги долго добивались. Со временем стало ясно, что германцы стремились навязать славянам христианство, чтобы легче подчинить и контролировать их через форму централизованного правительства. Религиозное обращение использовалось ими как возможность расширить свое влияние дальше на восток. Но поскольку они продолжали отказываться от этого, славяне стали рассматриваться как главное препятствие для их бесконечных территориальных амбиций.
К XII веку раздор достиг точки кипения. Вся балтийская граница, за которой лежало господство славянских племен, стала фокусом непрекращающихся экспансионистских целей Европы. По сравнению со Святой землей, еще одной из их главных целей, Балтийский регион был прямо по соседству. Святая земля была далеко, это была другая земля, и требовались большие расходы и логистические усилия, чтобы даже добраться до нее. Земли венедов, однако, были просто «за границей», которая обозначалась как Windische Mark. И это означало, что они лежали фактически «на пороге» германских и датских королевств, чьи дворяне жаждали богатства и власти. И как только мы добавим к этому тот факт, что население славянских земель было демонстративно языческим, мы получим идеальные условия для нового христианского крестового похода. Косвенно эти крестовые походы были «миссионерскими войнами» и были призваны создать условия, необходимые для обращения региона в христианство в дальнейшем.
Папа Евгений III призвал ко Второму крестовому походу в 1147 году нашей эры, который теперь включал не только кампании в Святой земле, но и кампании против язычников Северной Европы - в данном случае славян или венедов, как их называли. И так произошел жестокий вендский крестовый поход, тотальная война против людей, единственной виной которых были их плодородные земли и традиционная вера.
.
Святовит
Все славянские народы могли свободно поклоняться как верховному богу, так и любым божествам из славянского пантеона, но известно, что каждому божеству было посвящено одно конкретное племя - племя возводило и поддерживало главный храм-святилище. К примеру, капище Перуна находилось в Новгороде на Перыни. В качестве «мольбищ» использовались «лес и камни», которые уничтожались властями в ходе христианизации населения.
Подобные святилища становились местом паломничества для поклонников божества со всей территории расселения славян. Некоторые популярные божества могли иметь несколько таких мест поклонения, но одно из них было самым уважаемым.
Славянское племя, посвященное Святовиту, было Рани, западнославянское полабское племя, которое населяло часть побережья Балтийского моря через Штрелазунд и остров Рюген (также известный как Ругия и на вымершем полабском языке, вероятно, Рана, Роя, Руя или Руяна), сегодня расположенный в северо-восточной части Германии. Главный центр поклонения Святовиту находился в легендарном Яромасбурге / Арконе на мысе Аркона.
.
Древнейшие известные сведения о Святовите (Свентовите, Световиде) и дохристианской культуре и религии западных славян, можно найти в документах Фридриха Барбароссы (от 1170 года), в хронике Гельмольда Босауского («Chronica Slavorum», ок. 1120 - после 1177 года) и в датской хронике Саксона Грамматика ( «Gesta Danorum» XII века с описаниями войн со славянскими народами). Наиболее подробно о крестовых походах на Восток написано у Барбароссы. Мы, конечно же, здесь вспомним об Unternehmen Barbarossa, самой крупной и кровопролитной сухопутной наступательной операцией в истории человечества, в которой приняли участие около 10 миллионов немцев, предки которых были славянами, и которых Гитлер кинул в мясорубку, где славяне, говорящие по-русски, уничтожали немецкоязычных славян. Не то ли самое происходит прямо сейчас? История действительно повторяется, и даже не дважды, а многократно, но всегда в виде трагедии.
Читать далее на Бусти -
https://boosty.to/project_archivariusПодписывайтесь на Телеграммканал - t.me/ARCHIVARIUS_story