На юго-востоке Мали живут догоны, известные своими астрономическими воззрениями и космогоническими мифами, которые сторонники гипотезы палеоконтакта трактуют как доказательство посещения Земли инопланетянами. На тему догонского видения Вселенной существует много добросовестных исследований, основоположником которых был французский этнограф Марсель Гриоль, но еще больше произведено спекуляций. Они хорошо известны, и излагать их еще раз было бы излишне. Не стану говорить, как это делают другие, что мифология догонов является результатом "культурного засорения" и не стоит выеденного яйца. Как раз тему "яйца", которое повсюду образно фигурирует в воззрениях этого народа упускать из вида не стоит. Метафора «Яйца мира» универсальна и формирует понимание о структуре нашей реальности.
Мали - страна с тысячелетней исторической традицией и, наверное, будет правильней найти общее в том, что было дифференцированно и транскрибированно историками и антропологами. Хранителями исторических традиций в этом ареале издревле служат гриоты.
Гриоты - это особая аристократическая каста людей, сопровождавших с рождения до смерти высокопоставленные семьи королей-воинов или императоров.
Мали когда-то была развитой Империей, которая контролировала трансафриканские торговые маршруты, торговала золотом, медью, слоновой костью и рабами. Знаем мы это из документрированных отчетов арабских хронистов, начиная с IX века от Р.Х. Ох уж эти вездесущие арабские путешественники... На них ссылается даже наша отечественная историография, когда есть желание подтвердить или опровергнуть факты возникновения и становления Руси, как суверенной державы. Но как бы то ни было, мы можем констатировать, что Империя Мали образование не менее древнее, чем большинство европейских государств.
Ранняя история Малийской империи не ясна, поскольку арабские источники ссылаются на устные рассказы хранителей - гриотов, которые не утруждали себя синхронизаций сведений с летоисчеслением от Хиджры, а использовали собственный календарь, основанный на традиционных верованиях.
Сам по себе "институт гриотов" схож с подобными организациями в Древнем Египте, где условные гриоты были представлены как "сотрудники Дома Жизни", а позже как "Последователи Гора" и до какой-то степени как "сияющие" в ближневосточных традициях. Все они со временем превратились в жрецов и священников, продвигая и интерпретируя знания, полученные непосредственно от богов.
Под давлением исламизации, и пришедших к власти мусульманских правителей, которые активно боролись с язычеством, гриоты из советников царствующих особ и хранителей мудрости, выродились в певцов-сказителей и социальных комментаторов, вроде шутов при королевский домах или менестрелей. В итоге в большинстве деревень появились свои гриоты, которые рассказывали истории о рождении, смерти, браках, битвах, охоте, делах и многом другом, сопровождая нарративы игрой на музыкальных инструментах. Это не означает, что древние знания, полученные устно, были ими окончательно утеряны, но форма их изложения делает их малодоступными для понимания, если к ним подходить без подготовки. Особенно это касается людей с европейским менталитетом, для которых эпические баллады уже не существуют, как жанр, не служат источником информации, а только песней, которая "строить и жить помогает" - в самом лучшем случае.
При желании, можно найти точку бифуркации, отделившую жанр сказителей былин от эмоционально насыщенного, но примитивного стихотворчества. Произошло это где-то в веке 13-м повсеместно. Трубадуры, менестрели, ваганты, скальды, миннезингеры были изгнаны из дворов феодалов, а после альбигойского крестового похода исчезли совсем.
Нужно сказать, что возникновению подобного вида творчества способствовали мусульмане и жанр этот зародился в Испании и на юге Франции, которые были оккупированы последователями Магомета так же, как и в Мали. Удивлены?
Читать далее -
https://boosty.to/project_archivarius