Эстетика древнерусского города

Feb 10, 2008 22:52

"В совершенстве нельзя достичь какого-либо конца" - эта основополагающая для средневековой художественной культуры мысль Григория Нисского во многом раскрывает средневековое понимание проблемы развития ансамблей древнерусских городов.



Вид на Кремль с храма Христа Спасителя. На переднем плане - место у брода через Москву-реку, где находился очаг древнейшей застройки.
Фотография из собрания Э. В. Готье-Дюфайе

Перестройка, расширение и обновление старых сооружений, в том числе и храмов, практически не ограничивались и, можно сказать, даже поощрялись, ибо понимались не как нарушение исконной традиции, а именно как следование ей, как средство ее поддержания. Преемственность в развитии городов базировалась не столько на сохранении реально существующих построек, сколько на постоянстве "предвечно" установленных принципов и на стремлении к недостижимым в своем совершенстве канонизированным образам, что и обусловливало устойчивую традиционность древнерусского зодчества и градостроительства, сохранявшуюся на протяжении веков, несмотря на весьма активное в некоторые периоды преобразование русских городов и проникновение на русскую почву элементов иноземной культуры.


* * *


Силуэты храмов Московского Кремля в наложении (по мере нарастания):
церковь Ризоположения, соборы Благовещенский, Архангельский, Успенский.

Обращает на себя внимание определенное соответствие по общим размерам и высоте расположения центральных глав меньших церквей боковым главам церквей больших. Силуэт Архангельского собора вместе с центральной главой графически накладывается на очертания малых глав Успенского собора. Малые же главы Архангельского собора находят себе соответствие в центральной главе Благовещенского собора.
Были, наверное, в Кремле и церкви, соответствовавшие масштабу боковых глав Благовещенского собора; Церковь Ризоположения находит свой масштабный аналог в придельных церквах, сооруженных над папертью Благовещенского собора во второй половине XVI в.
Благодаря такого рода размерным соотношениям в ансамбле Московского Кремля достигался особый эстетический эффект плавного нарастания масштабов родственных по своим общим формам архитектурных сооружений от второстепенных к главному. Меньшие главы соборов играли роль связующих звеньев в этой иерархической последовательности. Вообще, подобные и разномасштабные главы, парившие над городом, имели большое самостоятельное значение и, вызывая определенные ассоциации со звоном разноголосых колоколов, во многом способствовали созданию как бы пульсирующего и вместе с тем исключительно целостного архитектурного ансамбля.

* * *


Планы московских храмов в общем масштабе:
Успенский собор, Архангельский собор,
Собор Вознесенского монастыря,
Благовещенский собор, церковь Ризоположения.
Справа: фронтиспис Юрьевского евангелия. XII век.

Сравнение планов кремлевских соборов показывает, что они последовательно отличались друг от друга на удвоенную толщину стены, то есть могли быть как бы "вписаны" один в другой (внешние габариты меньших из них оказывались соответствующими интерьерным размерам больших).

...........................
Древнерусский город был насквозь проникнут движением разных по своей эмоциональной окрашенности архитектурных форм и пространств. Начало тому коренилось в эмоциональности, с которой воспринимались в Древней Руси сами природные элементы, среди которых возникал и жил город: горы вздымались, реки текли, ветры дули, дороги вели путника в определенном направлении, городские валы защищали своих жителей, ворота пропускали друзей и закрывали путь врагам, храмы освящали собой землю, прославляя и защищая ее. Вся архитектурно природная среда была охвачена плотной сетью функциональных, зрительных и умозрительных связей. Важны были не только связи между соседствующими зданиями, но и связи между далеко отстоящими друг от друга объектами, важно было и общее движение от свободного пространства природы к замкнутому пространству детинца, от внешнего пространства к внутреннему, через ряд городских ворот к дверям собора и, наконец, - к Царским вратам алтаря, мысленно уводящим взоры молящихся к вратам Небесного Града. Гармония древнерусского города была динамической, и в целом город представлял собой завершенную, но в то же время и открытую, способную к развитию композиционную систему.
-----------------------------------
Полностью - И.А.Бондаренко, "Эстетика древнерусского города" - ЗДЕСЬ

Кремль, статьи

Previous post Next post
Up