Апполинарий Васнецов. Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века. 1901
Первый постоянный мост через Москву-реку появился лишь во второй половине XVII века. В 1643 году по приказу царя Михаила Федоровича для строительства пригласили каменных дел мастера Ягона Кристлера из Страсбурга. Работы продолжались очень долго - такой огромный мост (170 метров в длину и 24 - в ширину, с 15-метровыми пролетами) в Москве строили впервые. Лишь в 1692 году мост был окончательно готов. Он получил название Всехсвятский - по одноименным воротам Белого города, к которым примыкал. На южном въезде была выстроена красивейшая предмостная крепостная башня с шестью проездными воротами и множеством помещений - «палат». Со стороны Замоскворечья ее фасад походил на фасад Воскресенских ворот.
Апполинарий Васнецов. Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922
Реконструкция панорамы Москвы XVII века (фрагмент).
Вот тут
http://kahirka.narod.ru/photo/mos/panXIX/index.htm есть полная её версия + ещё 2 панорамы
Новый мост сразу стал чуть ли не главной достопримечательностью города. Здесь всегда было многолюдно и шумно: шла оживленная торговля, в основном «щепетильным товаром» - галантереей. У замоскворецкого въезда на мост расположилось одно из самых популярных московских заведений - «Заверняйка», где пиво и вино отпускали кружками (а хранили его под мостом в леднике). Завернуть туда считал долгом чуть ли не каждый, кто оказывался на мосту. В боковых арках мукомолы устроили мельницы, на другом конце моста работали бани.
Апполинарий Васнецов. На Каменном мосту.
В судьбе Всехсвятского моста было много разных событий, но о двух стоит упомянуть особо. В 1696 году Москва встречала русскую армию после возвращения из второго Азовского похода, закончившегося взятием неприятельской крепости. На Всехсвятском каменном мосту были возведены декорации, аллегорически изображавшие взятие Азова. 30 сентября торжественная процессия вступила на мост. Судя по описаниям, шествие было весьма впечатляющим: «Впереди ехал в карете думный дьяк Никита Моисеевич Зотов, державший в руке щит и саблю. За Зотовым ехал в карете кравчий, Кирилл Алексеевич Нарышкин, далее вели карету адмирала Франца Лефорта, за которой он сам шел пеш. После Лефорта в строю в офицерском мундире шел сам государь, а следом за ним Преображенский и Семеновский полки со своими офицерами. Следом за потешными везли на телеге голландца Якова Янсена, офицера русской службы, перешедшего к туркам во время первого Азовского похода, а впоследствии взятого в плен русскими. На той же телеге ехали два палача - Алешка и Терешка. За изменником Янсеном вели знатных пленников и волокли азовские знамена.
Замыкали шествие дворянские полки А. Шеина и А. Головина, полк П. Гордона (Бутырский полк) и стрельцы. При вступлении на мост с башни А. Виниус громогласно поздравлял Лефорта, командовавшего морскими силами, и Шеина, носившего звание генералиссимуса; трубили в трубы, стреляли из пушек и мушкетов».
Каменный мост в Москве в начале 18 столетия. С гравюры Бликланда.
80 лет спустя по этому же мосту везли на казнь Пугачева. Скованный самозванец стоял на коленях на помосте, водруженном на сани. Он держал в руках горящую свечу, кланялся во все стороны, повторяя: «Виноват перед Богом и государыней! Простите меня, православные!» Перед ним на скамье сидел священник, рядом стоял палач с топором. Сани окружал конвой из драгун. За санями брели сообщники Пугачева в цепях, шли палачи с топорами, кнутами и веревками. Мост, башни, галерея, крыши окрестных домов были сплошь усеяны людьми, собравшимися задолго до объявленного часа казни…
Мосту в прежнем виде суждено было пережить бунтовщика всего на восемь лет. Весной 1783 года он частично обрушился в результате невиданного еще в Москве паводка. Московский главнокомандующий граф Чернышев докладывал императрице Екатерине: «Обвалились три арки моста... и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 рублей. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две бабы, у берега для мытья платья находившиеся». Для предотвращения подобных трагедий решено было построить Водоотводной канал, но и эта весьма радикальная мера не спасла мост от стихии - три года спустя он снова сильно пострадал при паводке. После ремонта Всехсвятский лишился главной достопримечательности - знаменитой Шестивратной башни. Лавок на нем тоже поубавилось. А у москвичей появилась новая поговорка - «дороже каменного моста» - на работы по переустройству Каменного (Всехсвятского. - Ю.З.) моста в 1784-1792 годах была затрачена огромная сумма - 213 000 рублей.
Г.Лари. Вид Каменного Моста в Москве с деревянным мостиком у Водовзводной башни. Начало XIX века.
Фёдор Алексеев. Москва, Вид на Кремль и Каменный мост. Начало XIX века.
Литография О.Кадоля, раскрашенная акварелью А.Жоли. Вид Каменного моста от Кремля 1825 год.
В первой половине XIX века Большой Каменный мост неоднократно чинили, его освободили от лавок, сломали мельницы. В конце концов городские власти пришли к выводу, что он не соответствует современным требованиям и подлежит замене. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! - писал в 1857 году один из свидетелей его разрушения И.М. Снегирев. - Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России».
Литография Э.Гертнера. Вид на Кремль из-под арки Каменного моста. 1830-е годы.
Фотография Роджера Фентона. 1852 год
Незадолго до сноса. 1856 год. Взято у
retromoscow Новый мост открылся в 1858 году. Он был трехпролетный, железный, на каменных быках, и называли его не иначе как «Большой Каменный». О том, что был он когда-то Всехсвятским, больше никто и не вспоминал.
Большой Каменный мост на раскрашенных фотографиях:
Простоял он меньше своего "каменного предка", до 1938 года, когда был построен современный мост длинной 487 м и шириной 40 м. Название же осталось прежним.
Большой Каменный сегодня.
Использован текст из статьи Юлии Замоскворецкой "Мосты - и ни капли романтики".
Брал тут:
http://www.caoinform.ru/district_more.php?nid=122&binn_rubrik_pl_news=140