Перечитываю в сообществе пост о
палатах боярина В.В.Голицына в Охотном ряду .
Обращаю внимание на
дискуссию brusnik и
lugerovski о "реальной цене объекта", как выразился
lugerovski.
Далее, привожу две фотографии о реставрации палат (прим.- этому предшествовали исследование, обмер, проект реставрации; в приведенной статье "палаты" называются "дворцом", "боярин" - "князем"), проведенной в 1923-1928 г.г. под руководством П.Д.Барановского, и несколько выдержек из статьи историка и искусствоведа Ю.А.Бычкова "Жизнь Петра Барановского" (сборник "Петр Барановский. Труды, воспоминания современников. Фонд Барановского. Составители: Ю.А.Бычков, О.П.Барановская, В.А.Десятников, А.М.Пономарев. Изд-во "Отчий дом", Москва, 1996)
Москва.Охотный ряд. Дворец князя Голицына (XVII в.). Начало реставрации.
Дворец князя Голицына в процессе реставрации (20-е гг.)
Да, свой вопрос хочу задать сразу - Петр Барановский действительно имел дело с "бараком в ошметочном состоянии" в данном случае? Спасибо!
"В 1923 г. деятельность Барановского обретает поразительный размах и результативность. Под ничем не примечательным, выходящим на Охотный ряд тривиально оштукатуренным двухэтажным фасадом он открывает богатство каменного декора дворца (что это бывший дворец, все забыли!) фаворита царевны Софьи Василия Голицына. В итоге кропотливой работы, длившейся пять лет, он вернул Москве этот роскошный по формам (московское барокко) дворец, возведенный в 1658 г. Заодно была отреставрирована домовая церковь Параскевы Пятницы, построенная годом позже в тех же барочных формах.
С 1923 по 1928 г. в пределах Тверской и Охотного ряда Петр Дмитриевич своим чудодейственным искусством вернул из тьмы веков еще и дворец И.Б.Троекурова (конец XVII в.). Эти работы он вел одновременно с реставрацией дворца Голицына. Но в связи с реконструкцией центра Москвы дворец Голицына и церковь Параскевы Пятницы вскоре были разрушены."
"Счастливое сочетание в лице Барановского П.Д. глубокого и вдумчивого исследователя архитектурного наследия и талантливейшего практика-реставратора позволило ему внести в практику советской реставрации весьма ценные новые, более совершенные приемы восстановления утраченных архитектурных форм памятников, укрепления последних и их консервацию. В результате в основу советской реставрации был положен точный математический расчет, исключающий полностью элементы домысла..." (академик И.Э.Грабарь)
Начиная с 1925 г. Барановский вел реставрацию Казанского собора (XVII в.) на Красной площади Москвы, восстанавливая его перовначальный облик.
В 1930 г. реставрация была остановлена...
Последовавшие далее события, также описанные в этой статье, не привожу. Что стало их следствием, читаем далее -
"Продолжать в таких условиях борьбу за сохранение памятников - для этого надо было обладать немалым мужеством. Барановский пишет доклад «О катастрофическом разрушении ценнейших памятников народного деревянного зодчества и необходимости экстренных правительственных мер по их сохранению». Доклад был включен в повестку дня очередного заседания Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК, возглавляемого наркомом просвещения РСФСР А.С.Бубновым. В состав Комитета входили директора музеев, архитекторы И.В. Жолтовский, В.А. Щуко, В.А. Веснин, Д.П.Сухов и... представители НКВД. Сообщение Барановского было встречено на Комитете вроде бы сочувственно, резолюцию приняли обнадеживающую. Однако архитектурно-планировочное управление Моссовета, получив от Кагановича принципиальное одобрение проекта реконструкции столицы, осенью 1932 г. приступило к его реализации, не дожидаясь официального утверждения. И вломилось в кварталы Охотного ряда, где первый удар пришелся по палатам В.В.Голицына."
"...Центральные реставрационные мастерские в 1934 г. оказались распущенными. В архитектурном совете Москвы уже безраздельно господствовали архитекторы-формалисты. На месте исторических ансамблей стали возводиться конструктивистские «шедевры». Появился дом-гигант, образовавший улицу Серафимовича. Это здание из серозеленого бетона не только подавило своей массой такие замечательные архитектурные образцы, как палаты Аверкия Кириллова - редкий памятник гражданской архитектуры XVII в., и церковь Николы в Берсеневке XVII в., но и выглядело чужеродным в близком соседстве с Кремлем, Софийской набережной, типично замоскворецкими по стилю улицами - Большой Якиманкой и Большой Полянкой.
А П.Д.Барановский 4 октября 1933 г. был арестован."