Палаты в Мещанской слободе

Apr 16, 2007 21:20

Палаты в Мещанской слободе. Москва, Проспект Мира, 3

Снимки сделаны 16.04.2007, с двух, единственно возможных в настоящее время, точек (дырок в ограждении): первая - с улицы Гиляровского (2-я Мещанская), вторая - со стороны Садового кольца, зум максимальный (прошу прощения за качество снимков).





...без комментариев.

UPD: Так как мне не чуждо правило "Нормальные герои всегда идут в обход", все же без особых проблем удалось войти во двор дома, который скрывает палаты со стороны Проспекта Мира. Постояв некоторое время возле железных ворот с кодовым замком, увидела, что иногда туда входят люди, не обращая внимания на табличку организации высокого государственного ранга не называя никакого секретного пароля и не пользуясь этим самым кодовым замком. Решилась и я "сесть на хвост" одному за одним из входящих следом войти в заветные ворота. В этом доме размещается, как оказалось, множество фирмочек, имеющих вход со стороны двора.
Под катом смотрите, что можно увидеть сейчас во дворе дома, который хорошо виден на фотографии здесь










А на этой фотографии та сторона, которую мы пытались рассмотреть в щелку со стороны улицы Гиляровского



Вот... А дальше можно читать пост (ссылка здесь в самом начале) dedushkin1 и сравнить, "что было - что стало". А мне сдается, что все "новодельные" "палаты" скорее всего лепятся по единому проекту. О хотя бы каком-то воссоздании внутреннего интерьера, думаю, речь не идет вообще. Очень похоже на "дань моде", что само по себе - явление временное. А продолжающих "возникать" можно будет успокоить тем, что удалось реализовать идею устройства лапидария, где будут экспонироваться находки археологов, работавших на этом месте до начала сооружения паркинга etc...

Я слишком мрачно смотрю в будущее? Разубедите, если можете. Спасибо!

Еще под катом UPD2: Отрывок заметки Рустама Рахматуллина с сайта "Известий"
-

"Вновь выстроенный памятник", то есть новодел снесенного оригинала, распространяется в Москве как целый архитектурный жанр. Премьеры новоделов не заслуживают рецензирования, но должны быть отмечены в порядке предостережения от подделки и ради профилактики дальнейшего распространения эпидемии. Авторы новоделов отличаются от прочих архитекторов тем, что сами не хотят упоминания о себе.
Новодел как московский архитектурный жанр: новые примеры

"Известия" уже писали (12 марта 2003 года) о вандализме на проспекте Мира, 3, во дворе, где зимой 2001/02 годов были снесены до подвалов палаты конца XVII века. Палаты в Мещанской слободе по соседству с Сухаревой башней, построенные в одно время и в одном стиле с нею, были сооружены, вероятно, купцами Евреиновыми. Древний объем палат со следами богатого "нарышкинского" декора был обнаружен реставраторами не так давно в составе трехэтажного усадебного дома более поздней постройки. В XIX веке дом сдавался внаем и в нем квартировали "бесы" Достоевского - печально знаменитый Сергей Нечаев (Верховенский в романе) и некто Успенский (в романе Виргинский), убившие вместе с подельниками своего товарища Ивана Иванова. Совещание, на котором обсуждалось убийство, происходило именно здесь. Перед революцией дом принадлежал лесопромышленникам Фирсановым. Их потомок Алексей Николаевич Фирсанов пытался отсудить памятник, пока он существовал, а после - засудить его разрушителей. Надо ли говорить, что все иски отклонены московскими судами. Приватизатором и разрушителем палат выступило ООО "Мовенпик-XXI", а согласие правительства Москвы на разборку надземной части здания появилось через год после того, как эта разборка состоялась.

Прошло три года - и вот, войдя во двор, мы видим копию дома в его позднем, "нечаевском" виде, но с аппликацией в "нарышкинском" стиле на северо-восточном углу. Аппликация, надо признать, исполнена отлично, реставраторской рукой. В оригинале следы этих наличников существовали на всем протяжении фасада. Честная реставрация тоже могла бы быть фрагментарной: достаточно знать, что все необходимое для полного восстановления сохраняется под штукатуркой; теперь же под штукатуркой только новая кладка. На фото видно, что высокий этаж XVII века равнялся полутора поздним этажам и что восстановить его значило потерять четвертую часть площадей. Вот вам и мотив, сказал бы Шерлок Холмс..."

полностью заметка Рустама Рахматуллина "СТРОИТЕЛЬСТВО ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ" ПРОДОЛЖАЕТСЯ" здесь

UPD: Дом Брюса? © mozhav

17 век, Мира проспект, Мещанская слобода, уничтоженные, палаты в Мещанской слободе, За Земляным городом, палаты

Previous post Next post
Up