Раскопки в Большом Кремлёвском сквере, начатые Институтом археологии РАН в мае 2019 г. с целью изучения культурных напластований в самом центре Московского Кремля, рядом с Соборной площадью, были продолжены в июне-августе. Исследована двухметровая толща культурных напластований XVII-XVIII вв., ведётся расчистка горизонтов конца XVI - начала XVII в., эпохи Бориса Годунова и Смутного времени. Собрано около 1100 предметов, характеризующих жизнь Кремля XVII-XIX вв. Раскопки проводятся в открытом режиме, их уже осмотрели десятки тысяч посетителей Кремля, которые смогли собственными глазами увидеть открытые древности и наблюдать за работой археологов со смотровой площадки. Перекрытия, сооружённые над раскопом, дали возможность вести исследования в дождливые месяцы нынешнего лета с соблюдением требуемых методик тщательного документирования культурных слоев и сооружений.
Главный научный результат трёх месяцев исследований - открытие остатков монументальной каменной постройки, которую можно уверенно соотносить со зданием Приказов, возведенным в 1675-1683 гг. Приказы - органы центрального управления Русского государства XVI-XVII вв., прообраз и предшественник будущих коллегий и министерств. Здание «Новых приказов», сменившее обветшавшую постройку 1591 г., известно историкам по документам - рисункам и чертежам конца XVII - XVIII в., но археологические материалы добавляют много нового к характеристике как самого здания, так и общей обстановки приказного делопроизводства.
В раскопе выявлен участок северной продольной стены здания Приказов, обращённой на Ивановскую площадь, и двух примыкающих к ней поперечных стен. От продольной стены в западной части сохранился фундамент, выполненный из белокаменного бута на известково-песчаном растворе, с проливками раствором каждого ряда. В восточной части раскопа сохранились нижние ряды кладки (до двух рядов) из большемерных кирпичей на известково-песчаном растворе в верстовой системе перевязки. Толщина стен превышает 2 м, следовательно, они относятся к зданию значительной высоты, помещения которого были перекрыты сводами. С наружной стороны продольная стена имеет белокаменную облицовку - сохранилось два ряда гладко тёсаных белокаменных блоков, образующих основание цоколя. В месте примыкания восточной поперечной стены к продольной имеется внутристенная камера, частично выступающая за плоскость фасада. Ее назначение пока не установлено. В слое разрушения здания, разобранного В.И. Баженовым в 1770 г., собраны десятки обломков глазурованных рельефных полихромных изразцов последней четверти XVII в., украшавших некогда печи Приказов, и фрагменты белокаменных плит от кровли. «Новые приказы» открываются, таким образом, не как обычная административная постройка, а как внушительное здание со сложной планировкой и богатым декором, как важный элемент кремлёвского ансамбля, символизировавший силу Московского государства и его властных институтов.
Остатки Приказных палат 1591 г. в раскопе не выявлены. Возможно, с ними связана одна из строительных прослоек известковой крошки, документированная в культурных отложениях конца XVI в., а также дощатые дворовые вымостки, расчищенные на значительной площади. Зафиксировано уже 5 ярусов таких мощений, набранных из нешироких досок, которые сменяли друг друга и укладывались каждый раз в различных направлениях. Вероятно, раскопками раскрыта небольшая часть обширного двора (внутренний двор «Старых приказов»?), мощение которого проводилось от случая к случаю и не самым качественным материалом, т.е. наспех и довольно небрежно. С печами, стоявшими в «Старых приказах», можно связывать обширный комплекс красных рамочных изразцов с рельефными изображениями (батальные сцены, фантастические животные, геральдический двуглавый орел, растительные мотивы). Исключительный интерес представляют находки двух белоглиняных изразцов с рельефным изображением сложной розетки с золотисто-коричневой прозрачной поливой, изготовленных в западноевропейской ренессансной традиции. Ранее такие изразцы, относящиеся к «элитным» печным наборам, встречены в раскопках лишь дважды - в Московском Кремле на территории великокняжеского дворца и в Александровой слободе.
Накладка
Среди находок последних двух месяцев выделяется серия артефактов, связанная с жизнью и бытом Приказов конца XVII в.: керамическая переносная чернильница, обломок кувшина с надписью, включавшей, вероятно, фамилию владельца; бронзовая матрица для тиснения полосы растительного орнамента, накладка на сумку и крышечка от футляра для набора европейских гирек-разновесов. Коллекция вещей XVII в. (времени существования «Старых приказов») демонстрирует черты исключительного своеобразия.
Подковки сапожные железные
Среди находок практически нет кухонной керамики, бытовых предметов (ножей - всего 2 шт.), но при этом обнаружено огромное количество сапожных подковок (более 220 шт.). Ни на одном из участков Москвы или иного русского города еще не было встречено такого числа этих обувных деталей при полном отсутствии остатков самой кожаной обуви. Очевидно, этот уникальный комплекс отражает постоянное присутствие на дворе Приказов десятков людей, обращавшихся к приказной администрации. Интересны также находки обломков импортных стеклянных (в т.ч. венецианских) и керамических (турецкий фаянс) сосудов, свидетельствующих о статусных вещах, циркулировавших в «приказной» жизни. Для датирования культурных отложений важны находки монет (около 50-и), большинство которых относятся к чекану Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых.
Продолжение раскопок открывает перспективу изучения более ранних культурных отложений в центральной части Кремля. Присутствие на исследуемом участке отложений домонгольского времени (вторая половина XII - первая половина XIII в.) и раннего железного века (дьяковская культура, вторая половина I тыс. до н.э.) подтверждается находками керамики этих периодов в перекопах от фундаментов позднейших построек.
Н.А. Макаров, В.Ю. Коваль
Фото и текст отсюда>>