Успенская Трапезная церковь 1552-1557 годы. Зодчие Игнатий Салка и Столыпа. Соловки.

Mar 16, 2016 15:46

Фотографии и комментарии архитектора-реставратора Дмитрия Куликова



1. Общий вид на Тапезный комплекс с юго-западной стороны.




2. Крылечко-всход с западной стороны.



3. Парадное крыльцо.



4. Промежуточная площадка парадного крыльца.



5. Цоколь сложен из мощных валунов с кирпичной зачеканкой.



6. Южный фасад церкви чрезвычайно живописен.



7. Вид на храм с юго-востока.



8. Храмовое трёхглавие в вечернем освещении.



9. Купольное завершение центральной главы было воссоздано по проекту Ольги Дмитриевны Савицкой.



10. Купол северной главы также был мастерски воссоздан О.Д. Савицкой.



11. А на этом окне даже реставрировать ничего не надо было.



12. Врата в один из северных подклетов храма.



13. Старинная петля-как образец для подражания современным кузнецам.



14. Малая дверь в северный подклет.



15. Фрагмент старинной кованной двери.



16. Сохранённая память о временах ГУЛага на двери западного подклета.



17. Такой была трапезная палата во 2-ой половине 19 столетия.



18.Фрагмент интерьера трапезной в монастырский период.



19. Вот в такое состояние поверхность стен пришла в следствие пожара 1923 года.



20. Разрушения кладки на распалубках.



21. Ещё пример разрушения лицевой поверхности кладки.



22. Утраты лицевой поверхности распалубок были просто ужасающими.



23. В некоторых местах цементная корка была толщиной 6 см!!!



24. На этой угловой распалубки видны остатки цементных нашлёпок.



25. Разрушенные участки кладки.



26. Так выглядела распалубка после докомпановки.



27. При докомпановке старались сохранить не всегда регулярный характер исторической кладки.



28. Зачастую одна распалубка отличалась по раскладке кирпича от других.



29. Докомпановка велась в точном соответствии габаритов исторических кирпичей.



30. Так выглядел центальный столб до реставрации проведённой в 2014 году.



31. Разрушения поверхности белого камня от пожара 1923 года были очень значительны.



32. Сантиметр за сантиметром приходилось набирать спецсоставами первоначальную плоскость столба.



33. Единство мощи и красоты...



34. Центральный столб был отреставрирован путём докомпановки утраченной в пожаре поверхности белого камня.



35. Все подлинные фрагменты белого камня старательно сохранялись.



36. Фрагмент трапезного пространства.



37. Северная часть трапезной палаты после реставрации.



38. Внутристенный сход из храма Димития Солунского на 3-м ярусе.



39. В таком состоянии были некоторые участки сводов Успенского храма.



40. Докомпановочные работы на своде по принципу - а вам слабо.



41. Центральный столп до реставрации...



42...центральный столб Келарской палаты в процессе реставрации...



43...и после.



44.Фрагмент интерьера Кларской палаты-кухни Трапезной палаты.



45. Сохранилась подлинная кособокость окна выдачи готовой пищи из примыкающего кухонного помещения (Келарской палаты)..



46. Фрагмент восточного фасада до реставрации.



47. Вскрытая цементная нашлёпка советского времени на восточном фасаде.



48. А так эта цементная нашлёпка толщиной в 8 см!!! советского периода выглядела сбоку.



49. ,,гуляющая,, геометрия как свидетельство далеко не всегда высокого качества реставрационных работ советского времени.



50. Тот же фрагмент восточного фасада после реставрации с использованием старинного большемерного кирпича.



51. Отреставрированный фрагмент кладки восточного фасада.



52. Подлинный характер кладки был соблюдён во многом за счёт возврата в кладку подлинного кирпича.



53. Вычинку проводили осторожно-в щадящем режиме.



54. При проведении вычинки, если было возможно, активно использовали повторно старинный большемер.



55. Были проведены значительные по объёму работы по вычинке и докомпановке фасадов.



56. Восточный фасад после реставрации. Успенская Трапезная церковь 1552-1557 годы.



57. Такие нашлёпки раствором советского периода на северном фасаде встречались часто.



58. При восстановлении кладки на северном фасаде снова шёл в ход старинный кирпич.



59. Северный фасад после реставрации.

Соловки, реставрация, 16 век

Previous post Next post
Up