В ХVI веке между Троицкими и Боровицкими воротами размещались многочисленные хозяйственные постройки: поварни, медоварни, мыльни, сытные, кормовые и хлебные дворы с подвалами, погребами и ледниками. В начале ХVII века при царе Михаиле Федоровиче некоторые из них были перенесены в другие места или уничтожены, а на этом месте возвели Потешную палату, связанную с конюшенным, или аргамачным, двором.
В Потешной палате в присутствие царя и его приближенных показывалась, как повествуют современники, «смеховая хитрость» скоморохами. Они давали небольшие, сочиненные ими театральные пьесы и «кукольные комедии», которые издавна были любимым народным увеселением в Москве. В Потешной палате хранилась также разная «потешная рухлядь» - костюмы скоморохов, музыкальные инструменты, в том числе цимбалы и органы. В середине XVII века царь Алексей Михайлович перестраивает палаты и возводит Потешный дворец, центральная часть которого дошла до наших дней. Здание это первоначально было отдано тестю царя боярину И.Д.Милославскому, но после его смерти оно вновь поступило в дворцовое ведомство. В 1679 году Потешный дворец был расширен, к нему пристраиваются терема и деревянные дворцы. В этом дворце жили и получали образование подрастающие царские дети.
При Алексее Михайловиче в Потешном дворце разыгрывались уже настоящие пьесы, устраивались различные увеселительные зрелища. Даже женская половина царской семьи принимала участие в театрализованных представлениях. При дворце держали сказочников, песенников, гусельников и «скрипотчиков». Театральные «потехи» проходили здесь до Петра I, который приказал построить для них специальную «комедиальную храмину» на Красной площади.
Позже в Потешном дворце разместились стрельцы и переводчики из посольского приказа. После жестокого подавления Петром I стрелецкого бунта в Потешном дворце проходили судебные расследования дел, связанных со стрелецким восстанием.
В XIX веке, в ходе реконструкции, которая осуществлялась по проекту архитектора К.А.Тона, облик Потешного дворца был изменен. Со стороны кремлевской стены к нему пистроили балкон на кувшинообразных стобах, а со стороны улицы - белокамееный портал, украшенный растительным орнаментом. Верхний ярус дворца образует терем, в котором раньше помещалась дворцовая церковь. Последняя реставрация проводилась уже в наше время при активном участии Комендатуры. Был восстанаовлен декор фасадов, купола храма Похвалы Богородицы и башенка на четырех столбах, которая в прежние времена использовалась как колокольня и дозорная вышка.
Фото: Илья Варламов a.k.a
zyalt