Первая теплоэлектростанция города

Sep 23, 2017 08:08

Первая теплоэлектростанция города (г. Челябинск, ул. Труда, 66а) - объект культурного наследия регионального значения




2013 год





Местонахождение: ул. Труда, 66а, г. Челябинск

В 1902 году купец Василий Михайлович Колбин подал в городскую думу прошение об организации электрического освещения. Оно было одобрено, и к 1905-1906 гг. товарищество "Колбин, Кокорев и Кo" построило электростанцию из двух дизель-генераторов общей мощностью 50 кВт. Располагалась она во дворе дома Колбина (нынешний адрес ул. Труда, 66). Генераторы этой электростанции работали от двигателей внутреннего сгорания и были небольшой мощности.

В 1906 году Городская управа заключила договор с купцом 2-й гильдии Василием Михайловичем Колбиным. Согласно договора, Колбин обязывался «за свой счет и риск устроить в Челябинске одну или несколько электрических станций, прокладывать от них по городским улицам и площадям воздушные и подземные проводы для разсылки по ним электрической энергии, как для общественных надобностей, так и для частных лиц - для освещения, приведения в действие двигателей и других специальных целей».

По данным историка Г.Х. Самигулова, Колбин подписал с городской думой договор на уличное освещение - 40 ламп по 25 ампер. За каждую город платил Колбину по 110 рублей в год.  Электрические фонари освещали 3 главных улицы города: Сибирскую (ныне ул. Труда), Уфимскую (ныне ул. Кирова), Большую (ныне ул. Цвиллинга).

В апреле 1911 года Василий Михайлович умер.

В 1911 году после смерти Колбина его семья выставляет на продажу дом. В 1913 году дом был куплен городскими властями и отремонтирован, с этого времени и до революции в нем размещалась городская дума. Вместе с домом были куплены и участок земли, и все надворные постройки, в том числе здание первой электростанции.

Но поскольку электростанция принадлежала не одному Колбину, а товариществу «Кокорев, Колбин и К», то она осталась во владении Кокорева на оговоренный срок (до 1915 года).

Потребности в электричестве Челябинска росли быстро. В 1911 году Городская дума обосновывала необходимость постройки новой, современной электростанции целым рядом причин. Указывалось на плохое обустройство станции Колбина и Кокорева и электрических линий, что приводит к замыканиям как электросети, так и телефонной линии. Подчеркивалась дороговизна электроэнергии - 40 копеек киловатт/час и отсутствие резервных двигателей и генераторов, что приводит к срыву поставок электроэнергии. Отдельно отмечалось, что существующая электростанция не поставляет энергию днем, что тормозит развитие мелкой промышленности в городе. Дума констатировала, что в Никольском поселке маленькая электростанция, при цене электричества 30 копеек киловатт/час обеспечивает уличное освещение и уже на второй год окупила себя и начала приносить прибыль. Из этого же документа мы узнаем, что город тратил на освещение улиц электрическими фонарями уже 10 000 рублей в год, а общественных помещений - 5 000 рублей в год. Количество электрических ламп в частных домах Дума оценивала как «до 6000» .

В 1914 году был составлен договор (или черновик договора) Челябинского городского общественного управления с петербургским купцом А.Я. Зеленовым на обустройство в Челябинске «городских железных дорог с электрической тягой» и строительство «центральной электрической станции». Это подробный, проработанный договор более чем на 10 листах. Предприниматель должен был построить электростанцию и запуститьтрамвайное движение за свой счет. Город обязывался содействовать, отводить бесплатно землю в нужных местах и т.д. Было в договоре прописано, что мощности станции должно было хватать для одновременной работы не менее 32 000 ламп накаливания силой 16 свечей, а одновременно с этим для приведения в движение пассажирских и грузовых вагонов электрической железной дороги . Договор с санкт-петербургским купцом Зеленовым на постройку электростанции и организацию трамвая в Челябинске до выполнения не дошел. Но городские власти не оставляли тему снабжения электричеством без внимания - мощностей станции «Колбина и Кокорева» действительно было недостаточно. Разумеется, кобинская станция не осталась такой же, как и в 1907 году, она дополнялась, расширялась, но сам принцип ее - генераторы, работающие от двигателей внутреннего сгорания, накладывал ограничения. В связи с начавшейся войной и быстрым ростом населения города эта потребность только нарастала. Очевидно, где-то в конце 1914 г.городской думой был заключен договор с компанией Сименс-Шукерт на строительство новой электростанции в Челябинске. Уже в феврале 1915 г. Городская дума рассматривала вопрос о заказе котлов для электростанции. Вопрос решили перенести на продолжение заседания (на другой день), поскольку возникли неясности относительно договора с компание Симменс-Шуккерт. Возможно, неясности касались вопроса - кто же именно должен взять на себя приобретение котлов . В ходе обсуждения и переговоров с инженером фирмы Сименс-Шукерт П.А. Подольским договорились о цене старой электростанции в 47 тысяч. Из них 10 тысяч должны были пойти в счет аванса за второй агрегат (паровую машину) и генератор, а остальную сумму в погашение долга за выполненные работы . Видимо, установка второго генератора была оговорена уже дополнительно, когда стало понятно, что электричества нужно все больше. В частности, городские власти озадачились снабжением электроэнергией строящегося элеватора. Судя по содержанию документов, вопрос об установке второго генератора встал незадолго до февраля 1916 года. В письме от инженера Подольского говорится о пуске электростанции не позже 1 июля 1916 года. А по итогам обсуждения Городской думы фигурирует дата 1 октября. В любом случае, в 1916 году здание тепловой электростанции было завершено постройкой.

Таким образом, Русское акционерное общество «Сименс-Шуккерт» в 1915-1916 годах построило новую электростанцию с паровой машиной и двумя генераторами общей мощностью 250 кВт. Под новую станцию было построено сохранившееся до настоящего времени здание - там же, за бывшим домом Колбина.



Новая электростанция была запущена 27 апреля 1917 года (См.: "Челябинский листок", 1 мая 1917 г.).




1920-е годы. Источник: http://chelchel-ru.livejournal.com/801701.html

В качестве топлива использовались дрова и местный бурый уголь. Для доставки угля была проложена железнодорожная ветка, которая проходила от железной дороги на Екатеринбург по улице Труда, затем вдоль Солдатской площади (ныне площади Павших) и по берегу реки Миасс до электростанции.



Фрагмент плана окрестностей электростанции, ориентировочно 1923-1925 гг. Вверху показана ж/д ветка, идущая по берегу р. Миасс.




1925 год. Фрагмент фотографии из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

После революции электростанция была национализирована, но до начала 1930-х годов оставалась единственной в городе и использовалась исключительно для снабжения бытовых потребителей. В 1927 году начали строить ЧГРЭС. В 1930 году была запущена первая турбина, а годом позже и остальные. Проектная мощность ЧГРЭС была чуть меньше 150 МВт, поэтому надобность в старой электростанции отпала, и она была выведена из эксплуатации.

В 1932 году в Челябинске запускают трамвай. Оборудование в помещении бывшей электростанции демонтируется и там размещают тяговую подстанцию. Так как "депо" в самом начале представляло собой деревянный сарай за домом Пчелина (ул. Труда, 56), в 1933 году в помещении бывшей электростанции оборудуют временное трамвайное депо на шесть вагономест.




1930-е гг. Фрагмент фотографии из фонда Государственного исторического музея Южного Урала




1930-е гг. Фрагмент фотографии из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

В 1938 году было построено трамвайное депо №1 по ул. Первой Пятилетки, основная ремонтная база переместилась туда.



1950-е годы




1963 г. Фрагмент фотографии из фонда Государственного исторического музея Южного Урала




1960-е годы

Это здание электростанции уникально тем, что здесь впервые в городе был применен прием безбалочного монолитного железобетонного перекрытия. Позже здесь была произведена значительная перепланировка: из одноэтажного здание превратилось в двухэтажное, высокие трапецеидальные окна разделены на два яруса кирпичными вставками, пробиты новые проемы, один из фронтонов западного фасада полностью утрачен.

Еще в начале 1960-х годов в этом здании и на открытой площадке около него предлагалось разместить музей старой техники, однако эта идея до сих пор так и не нашла воплощения.




1978 г. Источник: http://chelchel-ru.livejournal.com

Решением исполкома Челябинского областного Совета депутатов № 211 от 25.04.1978 г. № 211 здание первой электростанции города было включено в перечень памятников истории и культуры регионального значения.




1980-е годы




1990 год




2012 г. Источник: http://chelchel-ru.livejournal.com









2015 год

Здание электростанции является одним из образцов архитектуры позднего модерна. Его появление практически в центре города было обусловлено рядом причин: большая площадь дворов, стоявших в прибрежной линии ул. Сибирской, в первую очередь, двора Первухина, впоследствии Колбина, что позволяло разместить достаточно большое здание; удобство распределения электроэнергии, используя уже существовавшие столбы и провода (естественно, наращивая сеть); невысокая плотность застройки в восточной части города и близость железной дороги позволяли подвести ж/д ветку к электростанции, что решало проблему доставки топлива.

Само здание, относясь к объектам промышленного назначения, архитектурно вписывалось в общую застройку этой части города. Значительные масштабы постройки скрадывались ее расположением на заднем плане относительно красной линии улицы Сибирской.

Здание станции расположено с заглублением от красной линии ул. Труда, поскольку было построено во дворе дома В.М. Колбина. Здание на момент завершения строительства и вплоть до 1990-х гг. представляло значительную видовую точку со стороны р. Миасс, находясь в ее излучине. Видовые перспективы на станцию открывались, прежде всего, с северной и северо-западной стороны, с ул. Кирова в ее заречной части. Видовая точка на станцию открывается также с ул. Труда (б. Сибирской) на участке между ул. Пушкина (б. Мастерской) и Советской (б. Никольской), и благодаря своему крупному масштабу здание участвует в формировании исторического облика ул. Труда.

Историческое здание имело план достаточно простой конфигурации - прямоугольное, с двумя прямоугольными выемками в северо-восточном и юго-западном углах. Однако объемно-пространственное решение, обусловленное функциональными потребностями, оказывалось более сложным. Основной объем здания образовывали стыкующиеся продольно прямоугольные объемы, левый, северный, из которых был короче и, имея единую плоскость главного, западного, фасада, эти корпуса образовывали Г-образный стык с северо-восточной стороны. В свою очередь, правый, южный корпус имел примыкающий с юга прямоугольный объем и в юго-западном углу здания также образовывался Г-образный стык. Все это здание сложной конфигурации было подведено под единый карниз, а все эти объемные сочетания были подчеркнуты фасадными членениями. Этот общий объем был дополнен пониженным прямоугольным корпусом в юго-восточном углу, вероятно, чуть более поздней постройки, что и придало зданию в плане прямоугольную форму с угловыми «выемками». В настоящее время здание имеет поздние безобразные пристрои со стороны юго-западного и северо-восточного углов, которые значительно искажают его облик.

Здание выстроено из красного глиняного кирпича с лицевой кладкой и оштукатуренными и окрашенными декоративными деталями. Опорную роль играют не только наружные и внутренние продольные и поперечные стены, но и опорные столбы. Здание электростанции уникально применением безбалочного монолитного железобетонного перекрытия. Здание изначально 1-этажное, двухсветное. На протяжении советского времени была произведена значительная перепланировка и здание превратилось в двухэтажное, с сохранением только двух двухсветных объемов. Основные, южный и северный объемы, имели двускатную кровлю (кровля правого, южного, утрачена), дополняющие объемы - односкатную. Здание имело на всех фасадах вертикально вытянутые, с трапециевидным завершением, двусветные окна (за исключением двух оконных проемов меньшей высоты на левом фланге восточного фасада). В настоящее время, в связи с возведением межэтажного перекрытия, окна заложены в средней части, за исключением единственного окна на северном фасаде. Южный корпус, по центральной оси западного и восточного фасадов имел крупномасштабные прямоугольные порталы, входы в здание располагались также со стороны северного фасада и, вероятно, на правом фланге пониженного, северо-восточного объема.

В оборудовании электростанции имелись некоторые весьма крупные блоки (генераторы) и отдельные детали (котлы), что предполагало возможность их перемещения в здание, а также замены, в случае поломки. Кроме того, необходимо было регулярно завозить внутрь довольно большие объемы угля, для обеспечения работы двух котлов. Всё это функционально предполагало наличие в здании крупных въездных проемов, для обеспечения нормальной работы и ремонта электростанции.

Историческое композиционное решение главного фасада основано на центрально-осевом принципе, где осью выступает стык северного и южного корпусов. Относительно него левая и правая части фасада решены в три оконные оси, где по средней оси правого, южного корпуса был размещен портал, что задает фасадной плоскости в целом асимметричное решение. Средние оси акцентированы включением в тимпан фронтона подобия прямоугольной аттиковой стенки, выступающей за линию скатов кровли, с крупномасштабным трапециевидным оконным проемом чердака в центре. В настоящее время проем портала заложен, вместо него прорублен крупный прямоугольный оконный проем, входные ворота прорублены в соседней слева оси, также они были прорублены по всем трем осям фасада северного корпуса во время размещения в здании в 1930-е гг. трамвайного депо. В настоящее время они также заложены и на их месте размещены оконные и входные проемы.

Решение восточного фасада ассиметрично, что задано сочетанием здесь фасада южного корпуса, решение которого аналогично западному фасаду, с примыкающими слева узким прямоугольным объемом, и слева - пониженным объемом. Левый объем - с двумя спаренными окнами аналогичного остальным решения, но в один свет и тремя небольшими квадратными чердачными окошками. Фасад пониженного объема решен ассиметрично - три окна сдвинуты в левую часть фасада, на правом фланге располагался дверной проем, на месте которого в настоящее время - окно. Аналогичные окна в три оси размещены и на северном фасаде пониженного объема.

Мерный ритм оконных осей северного фасада нарушен размещением по второй справа оси вместо окна дверного проема.

Южный фасад здания имеет ассиметричное решение: выступающий объем решен в пять оконных осей, по средней оси в настоящее время размещен дверной проем с высокого крыльца, с металлической ажурной решеткой ограждения лестницы и крыльца и навесом на металлических столбиках. В стыке выступающего объема с южным объемом основного корпуса в юго-западном углу - одно окно на торцевом, западном фасаде выступающего объема, два окна на торцевом, южном фасаде южного корпуса - два окна, общего со всеми окнами основного корпуса решения.

Архитектурно-декоративное решение фасадов идентично: членение фасадов по вертикали на две неравные части гладкой широкой штукатурной тягой, опоясывающей здание по периметру; членение фасадов по горизонтали кирпичными оштукатуренными филенчатыми контрфорсами; обрамление оконных проемов гладким наличником с декоративным веерным замком; гладкое штукатурное обрамление порталов западного и восточного фасадов, с расположенным по их оси трапециевидным оштукатуренным и окрашенным полем над штукатурной тягой; широкий, гладкий подкарнизный пояс, оштукатуренный и окрашенный; карнизная плита на консолях, оштукатуренных и окрашенных. Южный и северный корпуса, как уже было сказано выше, завершались двускатными кровлями, при этом фронтон был решен с разрывом и с включением в поле тимпана по центральной оси подобия прямоугольной аттиковой стенки, выступающей за линию скатов кровли, с крупномасштабным трапециевидным оконным проемом в прямоугольном обрамлении в центре и филенчатыми лопатками на флангах, продолженными над карнизом «аттика» филенчатыми столбиками. Из четырех аттиковых стенок утрачена одна - на правом, южном объеме со стороны западного фасада. По периметру кровли располагались кирпичные, оштукатуренные и окрашенные парапетные столбики с филенками.

Планировка интерьеров изменена, декоративное оформление отсутствует. В интерьерах сохранилась чугунная винтовая лестница в северо-восточном пониженном объеме. Ступени и подступенки лестницы оформлены орнаментом с сетчатым плетением, образующим ромбы, ограждение лестницы - кованая решетка крупного ажурного орнамента.

Таким образом, здание представляет значительный памятник архитектуры модерна, в его чистом стилевом варианте, столь редким для Челябинска. Характер объемных решений, как и композиционных решений фасадов, демонстрирует характерный для модерна подход, где определяющей является функциональная потребность. Декоративное решение фасадов свойственно стилистике позднего, рационального модерна, также редкого для Челябинска.

Объект культурного наследия обладает большим историко-культурным потенциалом, что обусловлено целым рядом обстоятельств:
4.1. Связь здания с историей дореволюционной промышленности Челябинска и развитием городской электроэнергетики, а также с историей городского самоуправления и деятельностью Городской думы, инициировавшей строительство электростанции.
4.2. Здание является одним из ключевых архитектурных элементов исторического ядра г. Челябинска. Представляет редкий образец крупномасштабного промышленного здания начала XX в., выстроенного с применением новых инженерно-конструктивных решений. Демонстрирует редкие для Челябинской области формы позднего рационального модерна в их чистом проявлении. Здание в значительной мере сохранило объемную структуру и аутентичное архитектурно-художественное решение.
4.3. Благодаря инженерно-конструктивному решению, позволяющему планировать интерьеры с большими двухсветными залами, здание обладает потенциалом как музейно-выставочный объект.

Источники: Каплан А. Л. Челябинское вольно-пожарное общество: Крат. ист. справка // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Ч., 1998. Вып. 2;
Рохацевич Е. Б. Память рода // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Ч., 1998. Вып. 2;
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=716,
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=5011,
http://cheltram.ru/other/history/,
http://www.vip74.ru/obshchestvo/prizraki-goroda-kotorogo-net,
http://chelchel-ru.livejournal.com/72639.html,
http://chelchel-ru.livejournal.com/118336.html,
http://chelchel-ru.livejournal.com/143619.html,
http://chelchel-ru.livejournal.com/228241.html,
http://chelchel-ru.livejournal.com/262339.html,
http://chelchel-ru.livejournal.com/801701.html,
Объект культурного наследия регионального значения «Первая теплоэлектростанция города» (Решение исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 25.04.1978 г. № 211), расположенный по адресу Челябинская область, г. Челябинск, ул. Труда, 66//ПРОЕКТ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ/Е.В. Конышева, Г.Х. Самигулов - Челябинск, 2017.

улица Труда, Челябинск, объект культурного наследия

Previous post Next post
Up