Особняк Архипова

Jul 27, 2017 21:50

Особняк Архипова (Трест «Челябводстрой», административное здание), г. Челябинск, ул. Коммуны, 68/ул. Васенко, 37 - объект культурного наследия регионального значения




Октябрь 2016 г.





Местонахождение: ул. Коммуны, 68 (лит.А), г. Челябинск

Красивый особняк на углу Скобелевской (ныне ул. Коммуны) и Оренбургской (ныне ул. Васенко) возведён, скорее всего, в 1911 году. В 1908 году на этом месте находился деревянный дом в 4 комнаты, принадлежащий то ли Малышевой Марии Карповне, то ли наследникам некоего Андреева. Данных за 1909-1910 гг. по оценке недвижимости в Челябинске практически не сохранилось. А в архивных документах 1911 г. отмечено, что 21 мая 1911 г. участок перешёл к Михаилу Петровичу Архипову. И указан полукаменный дом по 4 комнаты на каждом этаже, оцениваемый в 500 рублей. К 1913 году к этому дому были пристроены ещё помещения к востоку на улице Скобелевской и к северу на ул. Оренбургской. В результате, в 1916 г. за Архиповым М.П. записан полукаменный дом уже в 24 комнаты с оценкой в 15 тысяч рублей.

Здание было построено без определенного стиля, что очень характерно для конца XIX - начала XX века, когда в ходу были очень эклектичные (то есть смешанные, разностилевые) архитектурные решения.

Интересна личность хозяина дома - Михаила Архипова. Он родился в 1867 году в крестьянской семье. Несмотря на отсутствие образования, достиг значительных успехов в торговле, стал купцом, а затем видным деятелем того времени, меценатом.

Торговый дом «М.П. Архипов и Ко» промышлял главным образом мукой и крупчаткой. Его водяная мельница, построенная в 1894 году, производила 5 тыс. пудов крупчатки в день. К 1909 году у него появилась мельница еще и в Челябинске (очевидно, крупчатая: не мукомольная, а для обработки круп), и здесь же купец «запустил» оптовую торговлю крупой. Архипов имел торговые заведения в Челябинске, в Кустанае, на станции Шумиха, в поселках, расположенных по линии железной дороги. Он торговал кожей, мануфактурой, дровами.

К этому времени он окончательно обосновался в Челябинске и со всем своим семейством поселился в доме Михаила Ивановича Шихова по улице Большой (нынешний адрес: ул. Цвиллинга, 20). Затем был построен дом на углу Оренбургской и Скобелевской -  один из наиболее интересных в архитектурном отношении памятников истории и культуры в Челябинске.

К 1913 г.  в собственности Архипова были дома, лавки и склады в селах Михайловском, Боровском и Александровском Кустанайского уезда. Работники Архипова засевали до 2000 десятин зерновыми. Сам Михаил Петрович к тому времени значился директором Челябинского тюремного отделения (с 1905 года) и церковным старостой Николаевской тюремной церкви (с 1895 г.), а также членом учетно-ссудного комитета Челябинского отделения Госбанка (с 1909 г.). Кроме того, в 1912 году Михаил Петрович избирался членом попечительского совета женской гимназии.

Михаил Петрович был человеком деятельным, основательным. К 1916 году торговый оборот торгового дома «М.П. Архипов» достиг трех миллионов рублей. На складах в пос. Шумиха в 1915 г. было 150 000 пудов зерна. Очевидно, он постоянно жертвовал средства на нужды образования, на церковные нужды и на помощь раненым во время Русско-японской войны, за что был неоднократно удостоен наград. М.П. Архипов приобрел иконостас, люстру и всю необходимую утварь для Александро-Невской церкви.  В 1900 году Михаил Архипов был награжден серебряной медалью на Станиславской ленте «по Духовному ведомству»; в 1905 г. - медалью общества Красного Креста в память о Русско-японской войне; в 1907 г.- золотой медалью на Станиславской ленте; в 1909 г. - серебряной нагрудной медалью в память 25-летия церковно-приходских школ. В 1911 году за заслуги в должности старосты тюремной церкви челябинский купец-меценат удостоился золотой медали на Александровской ленте и в том же году за деятельность в должности директора Челябинского тюремного отделения был награжден званием личного почетного гражданина. В 1913 г. Архипова наградили бронзовой медалью в память 300-летия царствования дома Романовых; в 1915 г. по ходатайству Челябинского отделения Госбанка и благочинного Челябинского округа - золотой медалью на Андреевской ленте. Надо отметить, что помимо наград, которые купец получал лично, были еще знаки, которых удостоился торговый дом «Михаил Петрович Архипов». На фирменном бланке торгового дома в 1909 году было изображение золотой медали Донно-Кубанско-Терского Общества сельского хозяйства «В упорном труде и единении сила». В 1912 г.  к ней добавляется серебряная медаль Министерства финансов «За трудолюбие и искусство».

Сын Михаила Петровича Петр, окончив в 1915 году реальное училище, устроился на работу в Челябинское отделение Госбанка, но в том же году был призван в армию. Жена Михаила Петровича, Капитолина Васильевна, скончалась до 1915 года. Сам Михаил Петрович еще весной 1919 г. был в Челябинске: отделение Госбанка запрашивало разрешение Центрального банка продлить еще на два года членство Архипова в учетно-ссудном комитете. Дальнейшая его судьба неизвестна.




Фрагмент почтовой открытки 1913 г. из книги Д. Графова «Мгновения истории» (Ч., 2013)

Обратите внимание на фрагмент открытки 1913 г. В центре хорошо виден особняк Архипова с башенками наверху. Но уже на фото 1920-х годов никаких надстроек на крыше этого здания нет. Странная история.




1 мая 1920 года. Фотография из фонда Государственного исторического музея Южного Урала

В 1920-е годы здесь располагается редакция газеты "Советская правда" (будущий "Челябинский рабочий").




Фотография из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска

Рядом с входной дверью, со стороны ул. Скобелевской (Коммуны) раньше был широкий арочный проезд во двор. Для перекрытия проезда были использованы оригинальные конструкции "своды Монье". Сейчас на его месте коридор, который и позволяет, войдя с улицы Коммуны пройти в помещения 1-го этажа.




1 мая 1942 г.

В разное время в бывшем особняке Архипова размещались губком и окружком РКП(б), детдом, домтрест, жилуправление, «Уралгипроводхоз» и прочие учреждения.




1960-е годы. Из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска

В 1977 г.  здание поставлено на государственную охрану как памятник архитектуры местного значения, позднее оно было включено в государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.




1970-е годы




1980-е годы

С 1992 года в здании бывшего особняка Архипова квартировал Челябинский научный центр Уральского отделения РАН. В конце 1990-х годов здание было передано в аренду Челябинскому филиалу института истории и археологии Уральского отделения РАН.




До 2002 г. Фото А.Сергеева




Сентябрь 2012 г. Фото Е. Клавдиенко

В 2012 г.  здание на ул. Коммуны, 68 передано Главному управлению МВД на праве безвозмездного пользования.




2014 год

Ещё в 1995 году был разработан эскизный проект реконструкции здания (архитекторы Б.В. Юшин, О.Г. Ярцева).




Август 2016 г.

Архитектурные особенности бывшего особняка Архипова подробно описаны в энциклопедии «Челябинск» архитектором Ольгой Астаповой и публикациях доктора искусствоведения Н.М. Шабалиной. Дом в стиле позднего модерна, построен "глаголем" (Г-образной формы), со скошенным юго-западным углом, ориентированным на перекресток. Здание двухэтажное, оштукатурено, первый этаж кирпичный, второй - деревянный. Кровля металлическая, сложной формы. Над карнизом, соответственно пилястрам, располагаются фигурные парапетные столбики с завершением в виде волюты, между которыми - металлическая кованая ажурная решетка. Принцип композиционного решения уличных фасадов - центрально-осевая симметрия. Подчеркнута архитектурная декорация на уличных фасадах: угол, центральный и фланговые участки фасадов на 2-м этаже выделены вертикальным членением по всей высоте с колоннами, имеющими лепные композитные капители. Скошенный угол акцентирован балконом с металлической ажурной кованой решеткой. Первоначально под ним располагался вход на первый этаж. Над венчающим карнизом - массивные аттики, завершенные крупными белокаменными вазонами. Здание завершает карниз с широкой выносной частью и гладким фризом, первоначально нижняя часть карнизной плиты имела лепной орнамент. Стены первого этажа на уличных фасадах рустованные. Пилястры в простенках между окнами второго этажа декорированы штукатурными "кистями". Окна высокие, прямоугольные с лучковым завершением, на первом этаже обрамлены рамочными штукатурными наличниками, на втором - тонкими профилированными сандриками. Над окнами помещены изящные лепные венки, а под подоконниками - цветочные гирлянды. По первому этажу выполнены обрамления окон и дверных проемов с декоративными перемычками с оригинальными замковыми камнями. На южном фасаде - вход на второй этаж и широкий проем, который первоначально использовался в качестве проезда, ныне - широкое окно. Дворовые фасады декорированы значительно проще. Северный торец здания решен симметрично и имеет в центре балкон, наличники на окнах второго этажа повторяют обрамления окон на уличных фасадах. На остальных фасадах окна в рамочных наличниках простой формы. Планировка этажей построена по принципу коридорной системы. На второй этаж ведут две лестницы с металлическим кованым ограждением: парадная (в южном крыле) и "чёрная" (в северо-восточном углу дома), на площадках лестниц сохранилась метлахская плитка.



На второй этаж с южной стороны дома ведет парадная мраморная лестница с металлическим кованым ограждением. На площадке при входе уложена оригинальная плитка производства завода цементно-бетонных изделий Г. Е. Кубышкина в Челябинске (по данным на 1914 год, он размещался на ул. Пушкинской в Никольском поселке, дом Лагутина).

Второй этаж был "парадный", первый - хозяйственно-жилой. Соответственно, вход с улицы вел сразу на второй этаж, а вход со двора - на первый. На втором этаже комнаты по западной стороне образовывали анфиладу, будучи соединены между собой внутренними дверями, при этом имелись двери из каждой комнаты в коридор (из одной даже двое дверей ведут в коридор). Восточная линия комнат имела входы из коридора.

На втором этаже, в трёх центральных комнатах, на потолках сохранилась раскрашенная декоративная лепнина. Широкие орнаментные фризы и большие плафоны отличаются сложным, изысканным рисунком, в котором преобладают растительные орнаменты. Особой насыщенностью выделяются лепные фризы в угловой комнате. В скошенном углу над окном расположена ниша для иконы.













На потолке одной из комнат имеются симметричные живописные композиции, изображающие пейзажи в различные времена года, выполненные мастерской Василия Михайловича Ощепкова, переместившейся в Челябинск из Шадринска. В 1910-1915 годах он был владельцем живописно-иконописной мастерской, где выполнялись заказы на сюжетную и орнаментальную живопись в храмах, иконостасные и малярные работы, чеканные изделия с эмалями и пр. Известно, что в Челябинске эти мастера расписывали Александро-Невскую церковь.




Фрагмент потолочной росписи из серии «Времена года»










К сожалению, ни архитектор, ни автор росписей достоверно пока не установлены. Можно предположить, что проект дома подготовил Аркадий Федоров - один из самых известных архитекторов Челябинска тех лет. Он как раз в это время сделал несколько проектов - здания пассажа Яушевых (нынешняя картинная галерея, музей изобразительных искусств) дома Данцигера (ул. Пушкина, 1), зданий Красных казарм (бывшее автомобильное училище). Так что он вполне мог выполнить и проект дома Архипова, но никаких документальных подтверждений этому нет.

На обоих этажах сохранились угловые печи сложной формы, облицованные рельефными изразцами, в угловой комнате - с барельефной композицией.  Печи топились из коридора. Печь обычно обогревала две смежные комнаты.







Одна из печей в здании бывшего особняка Архипова



Искусствовед Н.М. Шабалина отмечает, что в отделе редкой книги Челябинского областного краеведческого музея хранится прейскурант завода изразцовых и терракотовых изделий Всеволода Васильевича Лоренсова, изданный в Варшаве в 1911 году. В издании приводятся цветные иллюстрации двадцати видов печей и каминов с предлагаемыми вариантами облицовки: глазурованные (белые и одноцветные), эмалированные, терракотовые, и для особого заказа предлагались более изысканные и сложные по технологии изготовления - майоликовые. Образцы, приведенные в прейскуранте, аналогичны печам дома Архипова. Гипотеза Н.М. Шабалиной подкрепляется также фрагментами керамических плиток из коллекции государственного исторического музея Южного Урала, где хранятся около шестидесяти моделей изразцов (многие из них с клеймом завода В.В. Лоренсова). Имя Всеволода Васильевича Лоренсова появляется на страницах уральского справочника «Адрес-календарь и справочная книжка Оренбургской губернии на 1910 год», где он представляется владельцем большого производства изразцовых и терракотовых изделий и огнеупорного кирпича.  Для выпуска керамической плитки использовалась высококачественная белая глина месторождений села Долгодеревенское.

Источники:  http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=41973 ,
http://ssgen.livejournal.com/139616.html,
http://chel.mk.ru/article/2011/11/16/643325-domashniy-yubiley.html
http://db74.ru/index.php/chelyabinsk-nash-gorod/pamyatniki-istorii-i-arkhitektury-chelyabinska/dom-arkhipova
http://www.74sigma.ru/news/2012/osobnjak-kupca-arkhipova-v-centre-cheljabinska-zajmut-policejskie/
http://ssgen.livejournal.com/470021.html
http://book-chel.ru/ind.php?what=card&id=273
http://ssgen.livejournal.com/139616.html
"История моего города", 1999,
Шабалина Н.М. АНСАМБЛЕВОЕ РЕШЕНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА БЫВШЕГО ОСОБНЯКА М.П. АРХИПОВА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ//Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции
Секции социально-гуманитарных наук. 2015. С. 263-269.
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=277
http://www.chrab.chel.su/archive/08-10-99/3/A10059.DOC.html
http://uralpress.ru/art3188.htm
http://www.chrab.chel.su/archive/15-05-08/3/A131738.DOC.html
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=355
http://www.nzmagazine.ru/62/neizvestnyy_chelyabinsk
http://www.regnum.ru/news/39610.html
http://netserv1.chelcom.ru/LANG=ru/newspapers/chelrab/archive/17-07-2003/6/A178108.DOC.shtml
http://www.chelrabochy.ru/archive/01-08-03/3/A132160.DOC.html
https://kraeved74.livejournal.com/42350.html

улица Васенко, улица Коммуны, объект культурного наследия

Previous post Next post
Up