Здание гаража, Нязепетровский район, Шемаха д. - выявленный объект культурного наследия (памятник архитектуры и градостроительства), 1812-1814 гг.
Местонахождение: Нязепетровский район, Шемаха д.
Железных залежей на Урале всегда было достаточно. Уже никого не удивит, что на любой мало-мальски подходящей уральской реке сперва мыли золото, а затем плотинные мастера сооружали запруду, и образовывался пруд, способный прокормить энергией небольшой (или большой) завод. Многие из них сейчас не узнаются, даже не угадываются, например, Шемахинский завод на Уфе.
Большинство заводов в обозреваемой части Южного Урала заложил Никита Никитич Демидов (племянник Акинфия), купив земли у башкир. Впоследствии эти заводы наследники Никиты Никитича распродали.
Точно известно, что Шемахинский железоделательный завод был основан в 1809 году, и построил его Лев Расторгуев. Вот этот завод помимо сортового железа выпускал речные якоря - по пять тысяч пудов в год, говорят, во дворах у местных жителей и сейчас можно увидеть те якоря. Важно, что в Шемахе еще с демидовских времен в лесной даче действовали лесопильня и Сорокинская (по имени смотрителя) пристань, через которую в течение многих лет отправляли металл, произведенный в Кыштыме и в Каслях. Чугун и железо с заводов Никиты Никитича свозили всю зиму на лошадях к пристани, всего до 60 тысяч пудов, и, погруженные в лодки-коломенки, по первой высокой воде увозили на Нижегородскую ярмарку и в Санкт-Петербург. Уфа и ее притоки, в частности Юрюзань, Сим, Ай и другие наряду с Чусовой, не одну сотню лет выполняли транспортную функцию для уральских заводчиков.
Шемахинского завода уж нет, в описаниях уральских заводов начала ХХ века он указывается как закрытый (Н.П. Барбот де Марни. Урал и его богатства. Екатеринбург, изд. П.И. Певина, 1910), а вот остатки заводской плотины и два бывших заводских здания пока можно увидеть.
Демидовские заводы в описаниях Наркиза Константиновича Чупина (4 февраля 1824, Екатеринбург - 12 апреля 1882, Екатеринбург) :
Источники:
https://old.cultureural.ru/tourism/dostoprim/ufaleyskiy-kust-uralskikh-zavodov/; http://resources.chelreglib.ru:6007/el_izdan/kalend2010/gorzavod.htm; http://historyntagil.ru/books/11_11_12.htm Август 2020 года. Фото: В. Демаков и Ю. Латышев:
Клеймо на старых рельсах "НОВ. РОС. ОБЩ. IX 97 СТАЛЬ" означает, что они изготовлены в сентябре 1897 года.
В 1869 году в Лондоне для разработки каменного угля на юге России, устройства чугуноплавильного и железоделательного заводов было основано «Новороссийское общество каменноугольного, железоделательного и рельсового производств». Согласно договору, заключенному с правительством Российской империи, в августе 1870 года на правом берегу реки Кальмиус, в семи километрах к югу от ст. Александровка Бахмутовского уезда Екатеринославской губернии Новороссийское общество начало строительство металлургического завода (Юзовка, ныне Донецк). Директором-распорядителем завода с начала его строительства до 1889 года был назначен английский специалист Джон Юз. 24 января 1872 года началась регулярная выплавка чугуна. Этот день считается днем основания Донецкого металлургического завода. В 1879 году на заводе были построены мартеновские печи, начался прокат стальных рельсов. Ассортимент продукции завода Новороссийского Общества был разнообразен. Вот одно из рекламных объявлений завода:
Источник:
https://korolew.livejournal.com/16768.html