Место боя 6-ого латышского полка, Нязепетровский район, ст. Арасланово - выявленный объект культурного наследия (памятник истории), 1918 год
Местонахождение: Нязепетровский район, Арасланово ст.
Первая мировая война привела к обострению националистических тенденций на окраинах Российской империи. Значительной активизации прибалтийского национализма способствовала оккупация немецкими войсками большей части Курляндии . В начале 1914 года латышские консерваторы заговорили о расширении прав латышских земель в составе Российской империи и о создании собственных вооруженных сил. Ввиду опасности падения Риги в ходе германского наступления, в императорской армии были созданы национальные воинские формирования, известные как «латышские стрелки». История полка латышских стрелков ведет свое начало с 1915 г. Вторжение немецких войск в Курземе стало катализатором формирования новых воинских соединений на территории неоккупированной Прибалтики. По инициативе группы студентов Рижского Политехнического института, а также общественных деятелей С. Паэгле и В. Замуэля, было направлено обращение к членам Государственной Думы от Курляндской губернии - Янису Гольдманису и Янису Залиту для разрешения от верховного командования организации латышских национальных воинских частей. 1 августа (19 июля по старому стилю) 1915 года генерал Алексеев подписал приказ № 322 (848-3287) о создании восьми латышских стрелковых батальонов. Первый полк - Усть-Двинский (Даугавгривский) был сформирован 1 августа 1915 года в первую годовщину начала Первой Мировой Войны. И именно эта дата считается датой рождения латышских стрелковых частей. Первыми батальонами стали 1-й Даугавгривский и 2-й Рижский. Вскоре были созданы еще шесть фронтовых батальонов - 3-й Курземский, 4- й Видземский, 5-й Земгальский,6-й Тукумский, 7-й Баусский, 8-й Валмиерский и Латышский стрелковый резервный батальон.
6-й латышский батальон переформирован в двухбатальонный стрелковый полк из 8 рот 21 октября 1916 г. В 6-м Тукумском латышском стрелковом полку было 1852 стрелка (19,1% - рабочие фабрик и предприятий, 32,3% - безземельные крестьяне и батраки, 12,6% - землевладельцы и предприниматели). Распоряжением главнокомандующего амиями Северного фронта приказывалось объединить 5 - 8-й латышские полки - во 2-ю бригаду. Штаб фронта торопил и поддерживал формирование латышских полков, поэтому реорганизация батальонов была проведена за короткий срок: формирование полков 2-й бригады было завершено к 28 октября 1916 г. с декабря 1916 г. в составе 6-го Сибирского стрелкового корпуса у Риги, затем передается в состав 43-го армейского корпуса.
До проведения Октябрьского переворота, по запросу В. И. Ленина, Исколатстрел направил латышских стрелков в Петроград. 27 октября, для усиления Петроградского гарнизона, из Валки был отправлен 6-й Тукумский полк, в количестве 2500 солдат. В обязанности несения службы полка входило разоружение на вокзалах Петрограда дезертировавших с фронта солдат, а также разложившихся частей гарнизона, охрана посольств и правительственных учреждений. По приказу управляющего делами СНК В. Бонч-Бруевича, латышский полк принял участие в национализации столичных банков и аресте их директоров.
23 декабря введен в бой вслед за 7-м и 8-м латышскими полками с целью зачистки от немцев, захваченных этими полками передовых укреплений противника (северо-западнее с.Мангали). 29 декабря выведен на отдых на Рижское взморье в Яундубулты. 10 января, в связи с наступлением немецких войск переброшен на защиту Пулеметной горки. Контрнаступление 12 января 1917 г. на Ледыни-Витыни. 22 января 1917 г. полк выведен на отдых в Засулаукс.
Приблизительно в 20 км от Пскова находится Торошино. Здесь длительное время располагался один из батальонов 6-го латышского стрелкового полка. Командиром его был К. Херцберг, который исполнял также обязанности Коменданта Торошиского гарнизона. Торошинский гарнизон в 1918 году должен был охранять обширный район демаркационной линии. Поскольку часть 6-го полка была небольшой, К. Херцберг принял энергичные меры к его пополнению. В него вступало много латышских стрелков, которые в период февральского наступления немцев оказались в окружении и, не желая попасть в плен, бежали за демаркационную линию. В свой отряд Херцберг принимал и местных рабочих и крестьян, что вскоре дало возможность развернуться в полк. Он стал называться Торошинским латышским стрелковым полком. При отступлении частей старой армии было брошено много оружия. Им-то и вооружился полк.
Карлис Херцберг (Герцберг, 1883-1918) родился и вырос в Риге. Работал учителем. В период мировой войны служил в латышских стрелковых полках. После Октябрьской революции, будучи офицером 6-го полка, вместе с ним отправился в Петроград. Летом 1918 года как командир 6-го Торошинского латышского стрелкового полка вместе с полком отбыл на Восточный фронт.
17 июля были убиты в Екатеринбурге государь Николай II и его семья. За несколько дней до того в Екатеринбург прибыл 6-ой Трошинский латышский стрелковый полк. После убийства царской семьи, передавалось, что в нем участвовали латышские стрелки; а по другой версии - венгерские интернационалисты. Но латышские стрелки в этом преступлении вряд ли участвовали, ибо за день до того, 15 июля, Трошинский латышский стрелковый полк был направлен на станцию Нязепетровск, где он должен был задержать наступление чехословаков и оренбургских казаков. Однако охрану царской семьи латышские стрелки, вероятно, несли. Бывший латышский стрелок А. Кронькалнс в своем очерке “Бой под Арасланово”, опубликованном в латышском журнале, рассказывает:
“До середины июля полк находился в Екатеринбурге в расположении командующего Североуральско-Сибирским фронтом Р. Берзиня. Здесь полк закрепился. Каждый день мы выполняли различные оперативные задания. Кроме того, часть полка помогала подавлять восстание в районе одного из заводов близ Екатеринбурга. В городе мы охраняли Военный Комиссариат Уральского округа, Государственный банк, типографию, вагоны с патронами, кассу военных учреждений”.
По причинам определенным А. Кронькалнс мог умолчать, что латышские стрелки охраняли и царскую семью, но если командующий Р. Берзинь поручил им охрану Военного Комиссариата, то, естественно, он мог послать их и охранять дом Ипатьева, где была заключена царская семья.
15 июля ранним утром Трошинский латышский стрелковый полк погрузился в эшелон и с бронепоездом впереди направился к станции Арасланово. Еще за три дня до того против чехословаков был послан эшелон с отрядом венгерских интернационалистов. Но когда латышский эшелон “приблизился к Арасланово, то стрелки нашли эшелон с венгерским авангардом, спущенным под откос, а вокруг разбитых вагонов лежали трупы перебитых интернационалистов. Вскоре показались цепи чехословацких легионеров, вдали собирались казаки.
Окружив эшелон со всех сторон, легионеры повели атаку за атакой. Латыши яростно защищались, но на второй день сражения к вечеру они были наголову разбиты. Только отдельным небольшим группам удалось уйти и добраться до Казани. Об этом кровопролитном бое поведал упомянутый выше Кронькалнс:
“Через некоторое время, когда с фронта сообщили, что вторая цепь чехословаков уничтожена и в атаку пошла третья цепь, командир батальона получил донесение, что с фланга эшелон атаковали чехословаки /.../. Командир полка в этом бою погиб. Погибли также многие из тех, кто был с ним /.../. Чехословаки подпустили нас совсем близко, а затем открыли огонь из пулеметов. Остальные, увидев это, бросились левее, чтобы там спастись из окружения.
Когда мы снова собрались вместе, уже в ста километрах от места боя, оказалось, что в полку выбиты многие. В первые дни недосчитывалось около 300 стрелков... Они сложили свои головы в бою за Советскую страну. Погибли и многие командиры. В плен чехословаки тогда наших не брали, так что все отсутствовавшие в полку стрелки погибли /.../. К тому же чехословаки взаимодействовали с казаками.
После боя 18 июля под Арасланово наш полк до середины августа по-прежнему находился на Уральском фронте, действуя вдоль железной дороги между Екатеринбургом и Пермью, участвовал в боях у станций Утка, Илим, Кын”.
В этих боях 6-й Трошинский латышский полк потерял столько стрелков, что позднее его уцелевшие остатки были сведены в отряд - Трошинский латышский отряд.
18 июня 1918 года в боях против белочехов на Урале у станции Арасланово К. Херцберг погиб. Ныне там установлен обелиск погибшим стрелкам 6-го полка и среди них значится имя командира, коммуниста К. Херцберга.
В музее латышских красных стрелков под знаменем стрелков хранится доставленная комсомольцами Урала земля с места захоронения К. Херцберга.
Источники:
https://www.rulit.me/books/boevoj-put-latyshskih-krasnyh-strelkov-read-572490-4.html; http://rys-strategia.ru/publ/1-1-0-2405; http://ethnicunit.ru/formation/6-j-tukumskij-latyshskij-strelkovyj-polk/; https://nauchkor.ru/uploads/documents/5b88847b7966e1073081b7f7.pdf Август 2020 года. Фото: В. Демаков и Ю. Латышев: