Могила конструктора танков Балжи М.Ф. (лабродорит), г. Челябинск, Успенское кладбище, южный квартал - выявленный объект культурного наследия (1908-1970 гг.).
2018 год
Местонахождение: Центральная аллея, на северо-западном углу 1 квартала Успенского кладбища, г. Челябинск
Балжи М.Ф. Источник:
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=3279 Балжи Михаил Федорович (19.08.1908, с. Боевое Юзовского уезда Екатеринославской губ. - 15.09.1970, Челябинск), конструктор тракторов и танков, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР (1946). После окончания Харьковского механико-машиностроительного ин-та (1935) получил направление на ЧТЗ, где до 1953 г. работал над созданием гусеничных машин С-100, Т-140 и их различных модификаций. Был инженером-конструктором, начальником КБ, заместителем главного конструктора, главным конструктором (с 1947 г.). С 1949 г. преподавал в ЧПИ; в 1953 г. перешел на работу в институт на постоянной основе заведующим кафедрой гусеничных и колесных машин. В 1965-70 годы декан автотракторного факультета. Балжи - один из создателей передовых по тому времени танков и другой боевой техники. В годы Великой Отечественной войны, работая под руководством Ж. Я.
Котина и Н. Л.
Духова, Балжи занимался проектированием и организацией производства танков и самоходных артиллерийских установок. Он автор проекта тяжелого танка ИС-3 (“Победа”), установленного на постамент в качестве основной детали композиции памятника танкостроителям на
Комсомольской площади. Балжи принимал участие в создании тяжелого танка нового поколения Т-10, плавающего танка ПТ-76. Под его руководством впервые в практике танкостроения была применена дифференцированная форма брони, приводящая к максимальному рикошету гранаты. В послевоенные годы под руководством Балжи на ЧТЗ разрабатывались новые модификации тракторов. Он, в частности, в составе опытно-конструкторской группы занимался проектированием кабины трактора “Сталинец-65”, разработкой и внедрением в серийное пр-во артиллерийского тягача С-2. Во время работы в ЧПИ проводил исследовательскую работу по улучшению эксплуатационных качеств машин. Результаты исследований стали основой 13 диссертаций на соискание ученой степени кандидатов технических наук. Похоронен на
Успенском кладбище. На могиле Балжи установлен барельеф с его изображением работы скульптора Е. И.
Макарова и арх. В. Н. Фитковского.
Источники: Могила конструктора танков Балжи М.Ф./Памятник истории и культуры СССР//Составитель Смирнов С.С. - 20 октября 1983;
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=3279 Фото 1983 года. Источник: Могила конструктора танков Балжи М.Ф./Памятник истории и культуры СССР//Составитель Смирнов С.С. - 20 октября 1983
2014 год
2016 год
2017 год
Август 2017 года
Основание для учёта: список №2 от 11.11.1992 г.