Здания войскового остановочного пункта были построены ориентировочно в 1904-1905 годы около Переселенческого пункта. Иногда, эти здания называют старыми казармами Инсарского полка. "По военной реформе 20 февраля 1910 года стоявший в Пензе полк был реорганизован в 196-й Инсарский и передислоцирован в Челябинск и Златоуст. Вначале в Челябинске полк размещался на войсковом остановочном пункте, возле вокзала..." Красные казармы построили к концу 1913 г., поэтому в зданиях войскового остановочного пункта роты Инсарского полка размещались в течение почти 4 лет.
Здания войскового остановочного пункта вместе с так называемыми Белыми и Красными казармами и здания Переселенческого пункта являются важнейшими сохранившимися элементами исторической среды Челябинска начала XX века.
Два года назад, в сентябре 2014 г., я
написал о зданиях бывшего войскового остановочного пункта, в состав которого входили офицерская казарма и три солдатских казармы. Почти все эти здания хорошо видны на старой открытке. Справа налево: офицерская казарма и три солдатских казармы.
Я уже знал, что эти здания не включены в государственный реестр объектов культурного наследия и перечень выявленных объектов культурного наследия. Ужасное состояние заброшенных зданий на территории закрытого танкового училища и необходимость постановки на государственную охрану заставили нас, участников группы "АрхиСтраж", искать пути их спасения. Вскоре, 22 октября 2014 г., президент В. Путин подписал изменение к федеральному закону №73-ФЗ. В новой редакции этого закона было указано, что "работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика". Окончательно порядок выявления и форма заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, были разработаны и утверждены к сентябрю 2015 г.
6 октября 2015 г. я направил в управление государственной охраны объектов культурного наследия заявление с просьбой включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов российской Федерации объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, - "Войсковой остановочный пункт".
Члены Научно-методического совета при Министерстве культуры Челябинской области 21 декабря 2015 г. рассмотрели моё заявление и одобрили включение этого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
23 декабря министр культуры А. Бетехтин подписал
приказ №520 "О включении в перечень выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также об отказе во включении в указанный перечень объекта, не обладающего признаками объекта культурного наследия". В пункте два этого приказа и значился "Войсковой остановочный пункт", расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Монакова (ансамбль, состоящий из четырёх зданий).
Далее в статье 16.1 закона 73-ФЗ определён дальнейший порядок:
7. Орган кадастрового учета по межведомственному запросу регионального органа охраны объектов культурного наследия обязан предоставить на безвозмездной основе информацию о собственнике и (или) об ином законном владельце объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, иную информацию об указанных объектах, о земельном участке, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, в объеме сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
8. Региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа кадастрового учета уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
В случае угрозы ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия региональным органом охраны объектов культурного наследия могут быть установлены требования к содержанию и использованию указанного объекта в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Данные требования, а также иные меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия указываются в предписании, направляемом региональным органом охраны объектов культурного наследия собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия.
Однако уведомление собственникам зданий о данном решении (включении в перечень выявленных объектов культурного наследия) Министерством культуры Челябинской области не было направлено в связи с отсутствием сведений в Министерстве о них. Тем не менее, соответствующие уведомления о постановке данного ансамбля из четырёх зданий были направлены 24 декабря 2015 г. письмом №01-01-20/8572 в адрес Управления Росреестра Челябинской области и Главы г. Челябинска.
В 2013 г. одно из зданий бывшего войскового остановочного пункта вместе с тремя зданиями советской постройки было выставлено на торги Министерством обороны. Этот лот выиграло ООО «Научно-производственное объединение «Радиотехнические системы» (НПО «РТС»).
В присутствии журналистов двух телекомпаний днём 30 августа 2016 г. представитель НПО «РТС» Сергея Кириллова рассказал, что весной 2016 г. он лично разговаривал с архитектором Советского района о статусе приобретённого здания. И якобы архитектор сказала ему, что никакого обременения на это здание нет.
29 августа 2016 г. в 14.39 мне позвонил Константин, мой друг по Интернету, и сказал, что проезжал по улице Овчинникова и увидел, как ломают здание танкового училища. Более конкретно он ничего не смог объяснить. Так как я находился далеко от вокзала, то попросил Егора Казакова, директора музея ЮУЖД, проверить информацию о сносе здания. В 14.48 я позвонил в Госкомитет охраны объектов культурного наследия, а затем в две телекомпании, находящиеся на вокзале: 31 канал и СТС. Оперативно среагировали только журналисты 31 канала. В 15.46 мне позвонил Егор Казаков и подтвердил, что сносится здание, находящееся за забором с колючей проволокой. В 18.20 я сам убедился, что казарма №3 из ансамбля "Войсковой остановочный пункт" очень значительно разрушена.
Об этом событии в 20.38 я сделал публикацию в
Живом журнале и перепост в Facebook. В 21.34 собственник от своего друга уже знал, что это здание - выявленный объект культурного наследия.
30 августа в 9.39 мне позвонил мой друг и сообщил, что на территории около разрушаемого здания снова появилась техника. В 10.02 я позвонил в госкомитет охраны объектов культурного наследия, где мне сказали, что сотрудники уехали на этот объект для проверки.
Около 14.00 с журналистами "Восточного экспресса" и "ОТВ" я тоже приехал к зданию по улице Монакова, 1а/2.
К нам вышел представитель НПО "РТС" Сергей Кириллов, который рассказал, что они сносят здание для того, чтобы на его место построить новое. Я ему объяснил, что данное здание является выявленным объектом культурного наследия и его нельзя сносить.
Здесь репортаж журналистов "ОТВ" об этом.
Корреспонденту ИА REGNUM удалось связаться с собственником этого здания (
новость опубликована 30.08.2016 в 15.35):
«В публикациях местных СМИ уже стали появляться пояснения, что дом 1а/2 по улице Монакова не является объектом культурного наследия. Другие три здания являются таковыми объектами, а это - нет. Об этом сообщили и в мэрии. У нас есть письмо, которое мы в свое время запрашивали в министерстве культуры, является ли это здание объектом культурного наследия? Нам тогда сказали, что нет. Перед тем, как начать работы, соответственно, сходили в архитектуру и все узнали. Здание было в ужасном состоянии, оно пять лет стояло без присмотра. Тут бомжи в нем жили и разносили его. В какой-то период времени мы огородили территорию, вычистили ее, сохранили. Конечно, Юрий Латышев может заявлять, что это здание было в самом лучшем состоянии из всех рядом находящихся. Ну, конечно, оно внешне было самым лучшим, потому что мы и мусор вынесли и много что сделали. Тем не менее, внутри здания были трещины. Так как у нас производственное предприятие, то это опасно для жизни работников, поэтому решили это здание снести. Мы его пытались восстанавливать, но все попытки привели к тому, что оно просто разрушается. Какие-то работы производить там бессмысленно», - сообщил представитель челябинской компании ООО «Научно-производственное объединение «Радиотехнические системы» (НПО «РТС») Александр Долматов.
Это было уже четвёртым предупреждением собственнику о недопустимости сноса памятника истории и культуры. Таким образом, если до этого он организовал работы по сносу здания из-за возможной неосведомлённости, то с этого момента любые новые работы, связанные с разрушением памятника, уже автоматически становились преступлением.
Но Александр Долматов только посмеялся (это он сам мне сказал 2 сентября по телефону) над моими усилиями по сохранению памятника истории и культуры вместо того, чтобы остановиться, подумать и разобраться.
И очень сильно на решение Долматова всё-таки продолжить разрушение здание повлияло
заявление Владимира Сафонова:
«По проекту там запланировано строительство здания административно-делового назначения, строить его будет ООО НПО „Радиотехнические системы“. Я понимаю, что наверняка и в минкульте, и в „Архистраже“ думают, что это здание является объектом культурного наследия, но там очень легко ошибиться, если посмотреть через компьютерную программу, в которой все эти здания находятся. Там 4 очень похожих здания, три из них являются объектами культурного наследия, а четвертое таковым не признано. Речь идет как раз об этой казарме», - поясняет начальник управления информационной политики администрации Челябинска Владимир Сафонов.
Я пытался дозвониться до Сафонова, но не смог, поэтому в 11.48 31 августа я написал в пресс-службу администрации города:
Прошу публично принести извинения, так как вот это ложь: "В пресс-службе администрации города со ссылкой на главное управление архитектуры и градостроительства отметили, что информация Юрия Латышева не точна и дом 1а/2 по улице Монакова не является объектом культурного наследия. «Другие три здания - объекты, а этот - нет», - отметили в пресс-службе мэрии". Источник:
http://chelyabinsk.ru/text/news/205488402972672.html Но Сафонов и не собирался извиняться: Начальник управления информационной политики администрации города Челябинска Владимир Сафонов так прокомментировал ситуацию:
- С глубочайшим уважением отношусь к Юрию Латышеву и его искреннему желанию спасти исторические здания в нашем городе. Это действительно настоящий патриот нашего города. Но в данном случае он, к сожалению, пытается выдать желаемое за действительность. Дело в том, что в администрации города лежит письмо из министерства культуры региона, в котором черным по белому указываются все четыре здания, отнесенные к объектам культурного наследия, в том числе здания на улице Монакова и казармы. Однако среди этих четырех объектов того самого здания, которое сегодня разрушается, нет.
Другое дело, добавляет Владимир Сафонов, что надо было задать вопрос самому министерству: почему же все-таки это здание, на котором скрестились все шпаги, так и не было включено в перечень объектов культурного наследия…
Источник:
http://www.up74.ru/articles/news/87806/ Тем временем, во второй половине 31 августа начали поступать сообщения о дальнейших работах по разрушению здания. Утром 1 сентября мой друг сообщил мне, что здание почти полностью разрушено. В 9.14 1 сентября мне наконец-то сообщили телефон Долматова. Я договорился о встрече с ним 2 сентября в 9.00. Однако вечером 1 сентября Долматов начал увиливать от встречи, а затем совсем предложил перенести её на 5 сентября. Я сначала согласился, но узнав о почти полном разрушении здания со слов самого Долматова, сказал, что готов встретиться только 1 сентября в 9.00. Я хотел предложить ему варианты выхода из этой очень плохой для Долматова ситуации, предусматривающие проведение историко-культурной экспертизы и восстановление разрушенного здания по доброй воли собственника. Тем более, что мне о нём говорили, как об адекватном человеке. Увы...
Утром 2 сентября я всё-таки проехал к разрушенному зданию и зафиксировал его состояние. Был там и Сергей Кириллов, в данный момент уже соучастник преступления.
Во вторник в 18.00 во время проведения прогулки "Литературная память Челябинска" я предложу подписать заявление в прокуратуру о незаконных действиях собственника, которые привели к уничтожению памятника истории и культуры. Глава Администрации Е. Тефтелев 30 августа
заявил, что он готов вместе с краеведами идти в прокуратуру. Можно будет проверить, как Тефтелев сдержит своё слово.
В сентябре планируется открытие памятника Столыпину на бывшей Сенной площади. А нужно было бы установить этот памятник как раз рядом с этим разрушенным зданием, так как пишет В. Боже, главной целью поездки П. Столыпина в Челябинск - "в русле переселенческой политики правительства". 22 августа 1910 г. П. Столыпин осмотрел "ночлежные бараки, амбулатории, больницы, лавки для продажи переселенцам предметов первой необходимости и оружия". Эти здания Переселенческого пункта находились в нескольких десятках метрах именно от разрушенной третьей казармы Войскового остановочного пункта...