Прежде чем говорить об архитектуре вообще и архитектурных стилях в частности, нужно вначале договориться о том, что такое архитектура. То есть, дать ей определение.
Архитектура - это выражение культуры человеческих сообществ в их жизненном пространстве.
Теперь можно обсуждать различные стилевые формы этого пространства, которые обусловлены культурой тех, кто эти формы создавал. В связи с этим, архитектуру необходимо рассматривать через призму культур, мировоззрениям которых она подчинена.
Старая и новая Европа. Этот стиль довольно сильно притягивает нравы наших сограждан, в особенности последнюю четверть века, благодаря весьма внушительной пропаганде этого образа «чисто вымытого», «аккуратно подстриженного» уклада жизни новой Европы и монументальной архаичности Европы старой. Эти образы довольно приятны глазу с их черепичными крышами, кладками клинкерных кирпичных стен и аккуратно подстриженными газонами. Такой стиль, конечно же, выглядит очень регламентированным, отработанным до мелочей, нарочитая упорядоченность которого и создает ощущение «прибранного рая», в котором всё находится на своём месте, что создает ощущение надежности, окончательности, порядка и, в каком-то смысле, «скромной праздности».
Средиземноморский стиль разительно отличается от европейского наличием в нём смешения множества культур, их бурного соцветия, воплощенного в сочетании, казалось бы, несочетаемого. Этим он и прекрасен. На первый взгляд, эклектичные смешения Востока, Египта, Кипра, Марокко и даже немецкой готики, не должны сочетаться гармонично. Однако само географическое место, культурный сплав различных религиозных культур, а так же влюбленность зодчих разных эпох и народов к самой территории Средиземноморья, породили полинациональный, поликультурный, и в тоже время, абсолютно новый и один из самых демократичных стилей. В результате, из стилевого архитектурного многообразия образовалось симфоническое «звучание» форм, цветов, материалов и культур. В нем дозволено практически всё. Однако, важно привнести в него себя, свое мировоззрение, свою культуру. Тогда формы в средиземноморском стиле будут живыми, а не декорациями на средиземноморский лад.
Восточный стиль (точнее, стили), как ни странно, практически не претерпел радикальных изменений, впрочем, как и сама культура и религия, на основе которой он развивался. Он как математика, и по сей день является «точной наукой». За исключением, пожалуй, марокканского стиля, который сегодня допускает некоторые современные архитектурные интерпретации.
Дворцовый стиль остается популярен, особенно в «тучных» 2000-х в России, Китае и в арабских странах. Но если уж и заниматься дворцовым стилем здания, интерьера, то и время на его разработку должно быть отведено «царское». Потому как он, как и восточный стили, не терпит допущения различных, как геометрических, пространственных, так и стилевых «вольностей».
Неосоветский ампир, или его «сталинский» прототип, в 90-е годы и по сей день, часто ошибочно называют «классикой». Этот стиль был выбран в то время совсем не случайно. Во-первых, он символизировал и преемственную имперскость СССР по отношению к Российской Империи, и по отношению к античным и византийским древностям. Во-вторых, он более гуманистичен и миролюбив нежели римская имперская «архитектура завоевателей», обязанная внушать всем дух господства Рима. В третьих, этот стиль своим греческим духом позволял демонстрировать и пропагандировать высокую культуру, творческое и человеколюбивое начало наиболее полно и открыто. С середины 90-х благодаря не до конца стертым советским и досоветским имперским культурным кодам, на такой стиль вновь появился запрос. Наше архитектурное и дизайнерское сообщество стало его копировать и, зачастую, значительно утрировать этот стиль по старому русскому принципу «всё или ничего», порой доводя элементы этого стиля до псевдобарокко и даже псевдороккоко, к сожалению, очень часто делая это вульгарно и по-русски, лихо. На сегодняшний день эта тенденция немного настоялась, приобрела в каком-то смысле, некоторую скромность, остепенённость. Однако, о искоренении «лихости», пошловатости и прочих «творческих порывов» постсоветского имперского неоампира и «классики» вообще, говорить пока рано.
Русский купеческий стиль, его хочется еще назвать «русский мещанский». Образовавшийся в результате синтеза образа русской усадьбы и западного староевропейского особняка, он остался мало освоен, так как взоры заказчиков и архитекторов обращены в-основном на западные стили подобной буржуазной архитектуры. Думается, за ним, как и за переосмысленным и улучшенным неоампиром «сталинского» типа, кроется будущее российской имперской архитектуры. Это произойдет не раньше, чем окончательно улягутся «страсти по Западу», которые в настоящее время еще довольно сильны в государстве и обществе. Только тогда, «посмотрев в себя», мы сможем начать говорить о русской архитектуре ХХI столетия, ее альтернативности, самости, её смысле и миссии...
«Кантри» или «неокантри» - стиль, который полюбился отечественным ценителям архитектурной эстетики из-за своей похожести на раннесоветский (сталинский) и досоветский тип внешнего и внутреннего характера жилых и нежилых зданий. Стиль сам по себе довольно демократичен, романтичен и адресует к душевности и простоте загородного, если точнее, деревенского быта. Как западного, так и косвенно, отечественного.
«Европейский минимализм», перекочевавший из Японии - на Запад и полюбившийся архитекторам-конструктивистам, а затем и «технократам», приобрел оседлость в Европе и США. А далее стал распространяться и на архитектуру зажиточных восточных и арабских государств. В самой же Японии этот минимализм порой достигает самой радикальной минимальности. А именно, до работы только лишь с белым цветом, светотенью простейших форм и объемов. Европейские архитекторы и дизайнеры стараются не отставать в этом от японских законодателей данного стилевого направления.
«Техно», «Хайтек», «силикон» и т.д. Современность создает новые субкультуры как в обществе, так и в архитектуре. Так же, она создает различную моду на то или иное ответвление от основного архитектурного стиля. Техно или «хайтек» - одна из таких мод, которая сегодня претендует на отдельный собственный стиль. Ничего плохого в этом нет. Можно сказать, что это архитектура поколения «некст» или, как принято сейчас говорить «офисных работников». А можно сказать, что это архитектура эпохи расцвета технократизма. Оба этих утверждения будут верными. Если же не употреблять сарказм, то некий «хайтек» и прочие связанные с ним стилевые течения -это такой новый «инструмент», который, совершенствуясь и развиваясь, всегда будет востребован. Насыщенность новейших технологий, разрабатываемых для архитектурного «хайтека», очень нужна для развития практически всех других стилевых направлений, для которых эти технологии смогут послужить полезную и нужную службу.
Существует еще некоторое множество других архитектурных и дизайнерских стилей, но здесь перечислены только основные, наиболее широко применяемые направления.
Из всего сказанного можно сделать краткий вывод о том, что по большому счету ничего революционного в архитектуре и дизайне жилья на сегодняшний день не произошло. Есть эволюционные тенденции к авангарду в каждом из этих стилевых направлений. Но и они в-основном касаются материалов, цветов, современных технологий и оригинальных пространственных и инженерных решений.
Есть и тенденции негативные, можно сказать, связанные с глобализацией, в том числе и в архитектуре. В процессе поиска новых форм, оригинальных конструкций и стилевого авангарда, зачастую ускользает тема самого человека, которому архитектурное пространство подчинено не только служить, но и говорить о его идентичности. Скорее всего, так происходит потому, что архитектура сегодня далеко не всегда несет ту смысловую и идейную нагрузку, которую она обязана нести как выразитель культуры и мировоззрения (см. определение). Не стилизацию смысла или образа, а сам образ и смысл, которые могут вдохновить человека на творчество, размышления о его предназначении, торжественность, интеллектуализм и так далее. То есть на то, что может человека морально и духовно подпитывать, развивать его высокие и высшие качества.
Будущее развития архитектуры будет зависеть от развития человека. Если он будет тянуться к одному лишь прогрессу, не занимаясь собственным развитием, то будет развиваться лишь технологизация, виртуализация и «омещанивание» архитектуры и дизайна. А так же стилизация, простите, «картонная», постмодернистская имитация всего многообразия культур и мировоззрений, породивших многообразие стилей и стилевых течений в архитектуре. Если же человек как таковой всё-таки решится догонять технический прогресс, который он непрерывно развивает, то и архитектура будет меняться в сторону ее развивающей и смысловой, а не только лишь украшательской, имитационной или улучшающей комфорт функции.
Каждый архитектор, беря для своей работы какой либо стиль, должен привносить в него свою культуру, свое мировоззрение. В другом случае это будет слепое копирование, «реставрация» наличествующего. У современных музыкантов, к примеру, есть такая поговорка относительно тех, кто сперва учился игре на фортепиано, а затем начинал осваивать клавишный синтезатор. Это по их мнению, «клавишник». А «музыкантов», воспроизводящих звуки с помощью синтезатора, не обучавшихся прежде игре на фортепиано, - их саркастически именуют «оператор синтезаторной установки».
Точно такой же тезис можно спроецировать и на архитекторов. Профессионал, не подключенный к культурному «арсеналу» своего народа, к его истории и гуманитарной сфере знаний... Архитектор, не способный (или не желающий), пользуясь банком национального и мирового архитектурного опыта, осмысленно воплощать свою национальную идентичность в архитектурных пространствах, как малых, так и больших, является лишь оператором ПК и систем автоматизированного проектирования (САПР).
Выбирайте тот стиль жизненного пространства и быта, который смог бы помогать вашему мировоззренческому и культурному развитию.
P.S. Текст не претендует ни на академичность, ни на научность и является субъективным мнением автора.