Наука и политика

Mar 05, 2017 17:14




[Используемые термины]---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос.власти; деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.

Государство - организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом.

Отчуждение- отделение от людей процесса и результатов их деятельности, при котором процесс и результаты деятельности становятся неподвластными человеку и даже господствуют над ним, делая чуждыми друг другу человека и создаваемый им мир.

Бытие - центральное философское понятие, характеризующее всё существующее - как актуально, так и потенциально (действительное бытие, возможное бытие), как в реальности, так и в сознании (мысли, воображение).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


«Те, кто достаточно умны, чтобы не лезть в политику,
наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих»
Авторство приписывают Платону
Можно дать определение науки как некой человеческой деятельности, которая, как нам кажется, должна быть лишена всего, кроме чистого познания истины, кроме чистого «беспристрастия», но в действительности наука существует как род деятельности настоящих живых индивидов со всеми их взаимосвязями с другими видами человеческой деятельности.

В связи с чем, необходимо определиться с местом «чистоты» в науке. Научное бытие, как и любое другое, не является чистым. Гегель показал, что «чистое бытие», лишенное противоречий, то же самое, что чистое «ничто», то есть пустая абстракция. Данное утверждение основывается на законе диалектического развития - борьбе противоположностей. Так как наука существует, значит, ей присущи те же самые законы развития, как и всему остальному. Следовательно, наука - это не только «чистые» знания, это противоречие между этими знаниями и человеческим бытием; наука - это не только естественная борьба гипотез и теорий, это ещё заблуждения, подкуп, спекуляция фактами.

Так как научная деятельность не является «чистым» бытием, общественные отношения сильнейшим образом влияют на неё. Например, коммерческие интересы могут приводить как к развитию науки, так и к умышленному искажению действительности, торможению прогресса или сокрытию научных и технологических достижений (монополия и патентование). Такой наука является в действительности.

Невозможно вырвать науку из контекста, в котором находятся индивиды, занятые наукой; невозможно идеализировать этих индивидов, наделить их благородными качествами и высокими помыслами, даже если эти индивиды критически воспринимают окружающий их мир. Наука является частью, которая находится во взаимосвязи с прочей деятельностью общества. И лишь в таком качестве существует в действительности. Если человек утверждает, что он живёт, мыслит и совершает свою деятельность (любую, в т.ч. научную) вне социальных отношений (в т.ч. политики), то это означает, что этот человек не видит, что все эти связи оказывают воздействие на его возможности, мышление, сознание и выводы.

Наука, оторванная от полноты человеческой жизни, носит созерцательный характер, т.е. является сухим выявлением и накоплением закономерностей, что соответствует созерцательному материализму Фейербаха. Созерцательному материализму противостоит материализм диалектический. То есть тот материализм, которому недостаточно знание истины, а необходимо преобразование действительности. Одиннадцатый тезис Маркса о Фейербахе гласит: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Научная деятельность ставит перед собой цель - объяснение действительности. Система знаний о мире не существует сама по себе, она является средством, при помощи которого человечество преобразует действительность. Но в сознании некоторых ученых наука способна основываться и на других вещах, например, таких как любопытство. А когда наука отрывается от своего основного предназначения - преобразование действительности, то любопытство абсолютизируется и наука превращается в нелепую абстрактную конструкцию. Получается, как в философии Хокинга - «познание ради познания». Мастурбация, возведенная в Абсолют. Это означает, что любой мимо проходящий субъект, вправе взять извергнутое наукой семя и использовать в каких угодно целях, не зависимо от того, нравится ли это самой науке.

Например, Нильс Бор выступал против развития атомного оружия, в разработку которого внёс огромный вклад. Или другой пример, на протяжении десятков лет Томас Миджли, а затем Роберт А. Кехо активно защищали с научных позиций использование ядовитой присадки для бензина, руководствуясь коммерческими интересами.

Это показывает, что наука не только находится в прочной связи с различной человеческой деятельностью, также мы видим недопустимость отрыва науки от этики. То есть этика является критерием истинности. Как сказано в «Солярисе» Тарковского: «Наука только тогда истинна, когда она опирается на нравственность».

Наука не должна быть оторвана от человека, так как её развитие служит преобразованию действительности, в которой живёт человек. Именно из-за этой взаимосвязи человек вносит свою уникальную мерку в систему знаний, свой критерий истинности. Это не означает, что объективных закономерностей не существует, это означает, что эти закономерности существуют вместе с человеческим бытием. И если эти закономерности отрицают человеческое бытие, то возникает противоречие. Вся история человечества по сути это борьба с закономерностью, овладение ею и её использование. Именно эту историю демонстрирует научно-технический прогресс, старт которому был дан вместе с овладением огнем.

Определившись с глубокой взаимосвязью между человеческим бытием и наукой, теперь же обратимся к политике и увидим её влияние на науку. Политика также в какой-то степени устанавливает свой критерий истинности. Политика в сознании многих людей есть не что иное, как узаконенное ограбление меньшинством большинства и борьба за возможность этого ограбления. В общем дело грязное. Такое понимание не далеко от истины и даже в чём-то отражает нынешнее и предшествующее состояния политики. Ввиду чего многие чураются разговоров о политике и не видят смысла в этих пустых разговорах. Однако от взора уходит тот момент, что политика, понимаемая как управление общественной жизнью, распространяется на нашу повседневность вопреки нашему желанию или иллюзорной самостоятельности.

Наука, существующая как средство преобразования действительности, прямо зависит от того субъекта, который её использует. Грубо говоря, этим субъектом является власть, за которую борются кто угодно, но только не сами учёные. Можно ещё огрубить образ и ничуть не соврать при этом, сказав, что ученые сегодня являются интеллектуальной обслугой интересов господствующего класса.

Сегодня научные знания не сокрыты от большинства общества, но положение дел таково, что общество не имеет никакого интереса к ним, на что указывают объективные факты и личные наблюдения. Данное положение означает, что мировоззренческая картина обывателя формируется на голом созерцании бытовой жизни, а также на мнении, которое господствует в обществе. Господствующее общественное мнение в значительной степени формируется СМИ. Работу СМИ в данном русле можно охарактеризовать, как целенаправленную мистификацию общественного сознания. Наивно полагать, что содержание телевизионного вещания, оторвано от интересов господствующего класса и проводимой им политики. Невежество экономически выгодно господствующему классу. Но политика оказывает влияние не только на уровень научного сознания общества через СМИ, в её власти также и сам материальный базис науки - финансирование и организация, как самой науки, так и подготовка будущих ученых - образование. В Российской Федерации расходы при распределении бюджета на Минобрнауки колеблются в районе 3%. Естественно, даже эти крохи в результате коррупции не долетают до самих деятельных ученых. Для примера в СССР расходы на образование и науку были на порядок выше - около 12%. Что также отражало значимость науки в обществе, а, следовательно, и просвещенность общественного сознания.

Господствующие в обществе взгляды всегда являются взглядами господствующего класса. Под господствующим классом сегодня понимается правящая бюрократия совокупившаяся с криминальной буржуазией. Этот класс развивает науку только когда ему выгодно. Голый чистоган - вот двигатель науки сегодня. В интересах господствующего класса не развитие науки, а извлечение прибыли и удержание господства, о чем говорит распределение бюджетов не только РФ, но и других стран. Расходы на удержание господства, т.е. расходы на оборону, правопорядок и пропаганду почти у всех государств значительно превосходят затраты на просвещение своих граждан. Таким образом, научный прогресс служит не всему богатству человеческих потребностей, а узким потребностям узких групп. Наука в условиях классового общественного мирового устройства не способна служить обществу в полной мере. И это ещё не касаясь такой важной проблемы как отчуждение. А в науке оно колоссально из-за её всечеловеческой значимости.

Отсюда следует два вывода:

1. Наука связана с прочей человеческой деятельностью в т.ч. политикой. Политика определяет скорость развития науки, применение научных знаний и даже предъявляет науке свой критерий истинности - интерес господствующего класса.

2. Наука не может быть оторвана от прочей человеческой деятельности, и она не должна быть от неё оторвана. Политика, целью которой является обогащение и господство правящих кругов, не позволяет науке полноценно служить человечеству. Поэтому не наука должна принимать абстрактный характер, отрываться от грязной политики, а политика как борьба за власть должна быть упразднена, а ей на смену должна прийти совсем другая политика - политика как осознанное управление осуществляемое человечеством в интересах человечества. Не наука для политики, а политика для науки. Не человек для науки, а наука для человека.

Оригинал взят у wiseoleg

наука, общество, политика

Previous post Next post
Up