Личность нового министра образования: консервативная «лирика» против либеральных «физиков»

Aug 20, 2016 21:26




Назначение О. Васильевой министром образования и науки всколыхнула наше общество. Это не удивительно, так как Д. Ливанов по своей непопулярности, среди министров разных лет, может конкурировать с А. Сердюковым или, своим предшественником, - А. Фурсенко. Поскольку данная смена министра произошла в период предвыборной кампании, то закономерным становится вопрос: не является это банальным пиаром? Тем более, что ранее смена Фурсенко на Ливанова не привела к смене вектора в отечественном образовании.

Но сначалаоглянемся назад. Чем известны предшественники нового министра?

БОРЕЦ С ТВОРЧЕСТВОМ

А. Фурсенко, доктор физико-математических наук, руководил министерством с 2004 по 2012 год, активно поддерживал внедрение ЕГЭ. Именно при нем ЕГЭ стал обязательным на всей территории России, хотя стоит отметить, что эксперименты по сдаче «единого экзамена» начались ещё в 2001 году.

Фурсенко обвиняли в попытках уничтожить учебные заведения, связанные с творчеством.  В СМИ было опубликовано открытое письмо на имя президента:

Детские школы искусств по непонятным причинам отнесены к системе дополнительного образования и находятся в крайне беззащитном положении. Для их закрытия достаточно распоряжения главы муниципалитета. За последние годы в стране закрылись сотни творческих школ, и это - далеко не предел. Музыкальные вузы ежегодно теряют десятки способных абитуриентов из-за необходимости принимать не по таланту, а по итогам Единого экзамена. Ректоры со страхом ждут окончательного внедрения Болонской системы, когда будущих танцоров, певцов, музыкантов разделят на бакалавров и магистров. Принципы этого деления в творческой сфере, видимо, неясны даже самому ведомству.

С творчеством, судя по всему, у А. Фурсенко были весьма сложные отношения, так, например, широко известна его фраза, сказанная на Селигере в 2007 году:

Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других.

Подобную мысль он высказывал, в разных вариантах, до и после этого молодёжного форума.

БОРЕЦ С НАУКОЙ

Ливанов, физик-теоретик, сменивший Фурсенко, подобных публичных высказываний не допускал. Если его предшественник открыто атаковал советские принципы в отечественном образовании, то сам он ополчился на науку (при этом российское образование продолжало двигаться в «либеральном» русле). РАН, которая в многом сохранила традиции прошлых лет, была названа «неэффективной» и «нежизнеспособной», а потом последовала её реформа.

Реформа РАН была критически воспринята в научной среде, а также в обществе в целом. Сам Ливанов сказал, что не является её автором, однако именно под его руководством, в ходе реформы, у Академии наук были изъяты рычаги управления собственной хозяйственной деятельностью.

Также Ливанов известен тем, что, как явный либерал, выступал против закона «Димы Яковлева» и «антизакон Магнитского».

«ЛИРИКА» ВМЕСТО «ФИЗИКИ»

Отставки Ливанова, в разное время, требовали, как и небольшие общественные движения и объединения, так и крупные партии: КПРФ и ЕР, однако это никакого влияния на положение дел не оказывало. Потому и интересно понять, является ли замена его на О. Васильеву предвыборной агиткой или решением сломить в отечественном образовании и науке сложившиеся тенденции. Что нам ждать от неё?

Начнем с того, что предыдущая должность нового министра - заместитель начальника управления по общественным проектам Администрации президента. Получается, что она из «команды» президента, а решение о её назначении принимал, скорее всего, не Д. Медведев. Долгое время работала в РАН, то есть вышла из той среды, которую атаковал Ливанов.

У Ольги Юрьевны Васильевой, в отличие от предшественников, образование гуманитарное. Да не одно. Школу она окончила в 14 лет. Не потому, что выгнали, а потому была вундеркиндом. Окончила Московский государственный институт культуры в качестве хорового дирижёра, затем факультет истории Московского пединститута, а потом ещё и Дипломатическую академию МИДа. В Институте истории СССР защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Музыкант, историк, педагог, дипломат, ученый и религиовед. Религиовед, потому, что тема «кандидатской» О. Васильевой была «Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны». С такой темой она защищалась в 1990 году. Это ещё не «лихие 90-е», но уже та пора, когда довольно сильно развернулась капания по высмеиванию всего советского, а также патриотизма.

Уже после развала СССР, когда «в тренде» было отрекаться от своей причастности к работе на советскую идеологию, для Васильевой, было бы вполне логичным если не отречься от своего образования в Институте истории СССР, то, хотя бы не выпячивать это. Однако, она развивает направление своей деятельности и защищает уже «докторскую» на тему: «Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 годах».

Ольгу Юрьевну явно интересует именно тот период, в истории Отечества, когда советская власть и РПЦ нашли «точки соприкосновения» и объединились для борьбы с абсолютным злом - фашизмом. Кроме того, её интересует «сталинский» период, а не 80-е, когда, после официальных торжеств в честь тысячелетия крещения Руси, сближение руководства СССР и Церкви было явно сильней, чем в 40-е.

Теперь о публичных высказываниях О. Васильевой. Благо их имеется в достатке. Накануне, 10 августа, либеральное издательство «Новая газета», видимо, почуяв «беду», разразилось развернутой статьёй по поводу крымского аналога «Селегера» - «Тавриды». В статье приводятся очень интересные цитаты будущего министра. Остаётся их только процитировать.

- Тема, о которой мы с вами будем говорить, должна звучать никак иначе, как патриотизм, - начала лектор. - Вот слова президента: «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Вопрос о любви к родине - важнейшая составляющая и воспитательной, и мировоззренческой сферы. И напомню, что слово «патриотизм» происходит от греческого «patris» и означает любовь к отечеству, а самое главное, в переводе с греческого - возможность и стремление подчинить свои интересы интересам родины.

- 4 февраля 1931 года на общесоюзной конференции работников промышленности Иосиф Виссарионович произнес слова, которые явились началом реабилитации русской истории: «В прошлом у нас не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас народная, у нас есть отечество, и мы будем отстаивать его независимость».

«Мало кто из вас помнит это время, а я была очевидцем. По средам вся страна вставала за «Огоньком» Виталия Коротича. И в каждом журнале этого номера публиковались материалы, вскрывавшие белые пятна истории. Но не просто вскрывавшие, а еще и опрокидывающие эту историю. Как большевики в 1917 году делали все, чтобы разрушить преемственность поколений, так и публикации «Огонька» были направлены на разрушение связи новой истории с историей советской. И человеческое сознание проглотило эти новые веяния, был просто дурман, мы изучали историю, которой не было. Когда меня спрашивают, что же в то время случилось, я отвечаю: есть у нас такой «друг» по фамилии Бжезинский. Почитайте его книгу «Большая шахматная доска». Журнал Коротича выполнил свою задачу блестяще».

Автор статьи сетует:

«здесь и говорят не о деньгах и бытовых проблемах, а о высоком»,

и после цитирования возвышенной «лирики» переходит к «физике», точнее к «бытовым проблемам» местных жителей, которые, по его версии, повлек за собой этот молодёжный форум. Стоит напомнить, что при прежних министрах-физиках сильно была актуализирована тема «бытовухи». Потребительство сильно беспокоило Фурсенко, а Ливанова - хозяйственное обеспечение РАН. Ну, а Васильеву интересует патриотизм РПЦ и развал СССР.

В 2012 году, сразу после того, как Д. Медведев вернулся на пост премьер-министра, он, в своем интервью сделал интересное высказывание. На вопрос о том, возможно ли в его команде присутствие социал-демократа, он ответил:

«правительство - команда единомышленников, и диаметрально противоположные позиции по всему кругу вопросов - нет, конечно, такое невозможно».

Похоже, что это возможно. О. Васильева не только не делала секрет из взглядов, но и активно их продвигала. Ещё в 2013 году газета «Ведомости» (находясь в собственности у английской Financial Times и американской The Wall Street Journal) переживала по поводу того, что

«кремлевских чиновников научат, как воплощать консервативные идеи на практике».

В газете была тревожная статья о том, что для сотрудников управлений по внутренней политике и по общественным проектам кремлевской администрации проводят семинары, посвящённые консерватизму, патриотизму и национальной идеи. Лекторов тогда было два, в том числе нынешний министр, Ольга Юрьевна. Отсюда получается вывод, что работа О. Васильевой по воплощению своих идей на практике признана успешной, и ей поручено провести нечто подобное на новой, более высокой должности. А значит есть надежда, что в образовании и науке скоро будут проведены конструктивные, или даже консервативные преобразования.

Оригинал взят у i_nteres

Добавить в друзья: | Twitter | Facebook | ВКонтакте | Одноклассники |

образование, Фурсенко, Ливанов, Васильева

Previous post Next post
Up