Сегодня наткнулся на интересную
новость: "Участие иностранного капитала в уставном капитале российских банков составляет 13,44 %. Такие данные опубликовал Центральный банк РФ 15 февраля на своем официальном сайте. Показатель опубликован впервые в связи с поправками в закон «О банках и банковской деятельности», принятыми 14 декабря прошлого года. Напомним, что принятые поправки ограничили величину участия иностранного капитала в банковской системе России уровнем 50%."
Тринадцать с половиной процентов - это не так много. С таким показателем может показаться, что российская банковская система в целом довольно-таки суверенна, и слабо контролируется иностранным капиталом.
Данный показатель отображает лишь (в известных пределах) прямой и "тупой" контроль нерезидентами отечественных банков. Но тут не все так однозначно.
Если взглянуть на методику расчета показателя, то окажется, что в эти 13,44% не входят:
1. Доли в уставном капитале российских банков, купленные иностранными структурами на прибыль, заработанную в России;
2. Доли в уставном капитале российских банков, принадлежащие дочерним банкам, принадлежащим нерезидентам. Одним словом, если дочка Райффайзенбанк в России купит какой-нибудь отечественный банк, это не будет считаться как "участие иностранного капитала".
Есть и другие исключения, но эти мне показались самыми масштабными и яркими.
Одним словом, это все означает, что представляемый Центральным банком показатель хорош для популистской риторики о "суверенитете" и "независимости", однако плох для понимания реальности. Ведь в реальности может оказаться, что косвенный контроль иностранным капиталом отечественных банков намного шире, чем прямой.
Однако есть и позитивный момент: "До принятия данного закона Центральный банк регулярно публиковал данные о доле инвестиций нерезидентов в уставных капиталах российских кредитных организаций. Согласно опубликованной на сайте ЦБ РФ статистике, максимального значения указанный показатель достиг в начале 2009 года и составил 26,15%. С начала 2011 года доля нерезидентов в капиталах российских банков неуклонно снижается. По состоянию на 1 января 2015 года она составила уже 18,4% и за год сократилась почти на 4%."
Почему происходит снижение? Иностранные банки выстраивают более длинные цепочки контроля активов и уводят их под "теневой" контроль, так, что это не отражается в показателе? Мне кажется, что это вряд ли. Смысла в таком уводе мало, потому что денежные власти все равно все прекрасно знают, кто какой структурой владеет, и так легко от них не скрыться. А какой еще может быть смысл?
На мой взгляд сокращение этой доли связано с масштабным оттоком иностранного капитала с российского рынка, произошедшим за последние годы, и, вероятно, действия ЦБ РФ по лишению лицензий мелких банков тут тоже сыграли свою роль. Но точного ответа у меня пока нет.
Ну и напоследок надо оговорить еще один не вполне очевидный момент: вышеприведенная доля иностранного капитала в уставных капиталах банков в 13,44% отнюдь не значит, что 13,44% отечественной банковской системы находится под прямым контролем иностранцев: все зависит от доли владения в каждом отдельном банке. Может быть огромное число долей в разных банках, но эти доли не дают никаких полномочий и возможности управлять структурой. А может быть ровно наоборот.
Поэтому в дополнение к такому яркому и привлекательному с политической точки зрения показателю необходимы большие таблицы с дополнительными данными. Иначе понять что же происходит в реальности очень тяжело.
Оригинал взят у
slava_exe в
Насколько суверенна отечественная банковская система