О ложных контр-позициях, феномене «положенчества» и смысле как экзистенциальной собственности

Oct 23, 2011 18:25


Помимо ложных отождествлений бытийно-исторического смысла, создающих двусмысленность современной ситуации и преодолеваемых полемическим обращением к этому смыслу (см. вместо кредо), в одвусмысливании нашей ситуации участвует т.ж. множество ложных контр-позиций. Ложность последних заключается в том, что они, по одной замечательной формулировке, « ( Read more... )

livejournal, polemics, welcome

Leave a comment

Re: Побег от свободы быть человеком arhipolemos October 24 2011, 20:56:27 UTC
Парадоксальность человеческого бытия в том, что, зачастую, чем больше человек к чему-то стремится, тем больше промахивается мимо этого. Например, счастье, удовольствие, знание и т.д.
Или наоборот, чем больше человек стремится избежать чего-либо, тем настойчивей оно его настигает. И это, кстати, к слову о "страхе оказаться БЕССОВЕСТНОЙ. Бессердечной". Т.е. человек, боясь поступить не по совести, возлагает на себя такой моральный груз, при котором весьма вероятным эффектом будет неспособность выполнить какие-либо моральные обязательства даже по минимуму.

И все дело в том, чтобы не делать предметом форсированного намерения то, что должно стать эффектом от достижения целей (ср. обретение счастья, удовольствия, знаний и пр.). Цели же предполагают волю к смыслу, - как основание целеполагания.
И коль скоро тогда совесть понимается как орган смысла, и чтобы она смогла выступить в этом качестве, надо,
отдавая себе отчет в возможном самообмане (=превалировании отчуждающего смысл стремления "получить максимум удовольствия" и пр.),
взвешивая свои возможности, соизмеряя свои притязания с требованиями ситуации,
высвобождать тем самым себя для той ситуативной интуиции, которая в «мгновение ока» позволяет вглядеться «прежде всего и единственно в то, что решающе в ситуации поступания» (М.Хайдеггер).

Т.е. человек может бежать от разного рода свободы/плена, или наоборот, стремиться к ним. Но, вот, свобода быть человеком, она именно в этом самовысвобождении, через подчинение тому, что решающе. Подчинении, осуществляемом ровно настолько, насколько в той или иной ситуации может содержаться смысла. При этом, смысл может ситуативно затрагивать не только этого конкретного актора, но через его поступки и других (ср. в тексте - о смысле как собственности).
Более того, в виду этой затрагиваемости смыслом, человек брошен (ср. там же, выше) в эти ситуации, т.е. вверен задаче реализовать этот смысл. Равно, как вверен и опасности упустить возможность таковой реализации. И в этой связи, как говорится, "от себя не убежишь"...

Reply


Leave a comment

Up