критических рефлексий

Feb 29, 2020 12:45

- прочерчивая демаркации »»» ... - в русле революционного противодействия инволюционным превращениям »»» ...
Итак, коротко - предыдущее (материал по 1-й ссылке в подзаголовке). Имеется наличествующее - как состояние Серой Зимы, когда общество превращается в секто-сетевой зверинец, в котором человек человеку "але́нь". Противоход к такого рода отчужденческим идентификациям начинается с демаркации возможностей
- нисхождения - в виде наступления Чёрной Весны тотального расчеловечивания;
- восхождения - к тому должному, которое, подобно оставленным на снегу следам сказочного белого оленя, присутствует в наличествующем как Мечта о Красной Весне Человечества.
Реализация этой мечты состоит в том чтобы соединить бытийно-историческую беспредельность, которая переживается вначале жизненного пути, и ту определенность ограниченного и конечного существования, осознание которой приходит с взрослением. Смыслы исторического бытия Человеком, обретаясь в средоточии этого соединения, становятся ступенями творческого восхождения к Высшим Смыслам всемирной Истории.
И это - спасительный путь обретения мировоззренческого совершеннолетия на основе возвращения духовного превородства. Не достигнув первого по причине отказа от второго, люди, собственно, и превращают общественно-государственные устройства в секто-сетевые корпорации "аленеводов". Действительное же осуществление спасительного восхождения должно свидетельствоваться обобществлением способности к коллективной и личностной самоорганизации - в масштабе целых народов и всего человечества.
Продолжая гнуть эту демаркационную линию, обратимся к двум материалам: слева - про образ Мечты, справа - про "аленеводческие" расклады.Говоря об оттоке специалистов, президент напомнил поговорку «рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше».
«Значит, государство должно создавать условия для того, чтобы привлекать высококлассных специалистов к нам» - заключил он.
Вариант с принудительным ограничением оттока специалистов глава государства также не исключил.
«Хватать и не пущать, обременять какими-то дополнительными обязательствами. Скажем, человек получил высшее образование, значит, он не может уехать, должен работать здесь, сделать то-то и то-то либо вернуть деньги и так далее. Так предлагается сделать в сфере здравоохранения» - сказал он.
Этот вариант он назвал «в целом возможным». По мнению Путина, было бы справедливо, если бы выпускники, обучающиеся по целевым программам, работали по контракту с государством или возвращали бы деньги в бюджет.

Материал справа, по сути - ни о чём. Псевдо-дилемма с псевдо-разрешением, типа: "колхоз - дело добровольное" - для эффективных юзеров, которые ищут, где "лучше", с точки зрения квалифицированного потребительства. Главное - просчитать выгоды/риски согласно конъюнктуре рынка "труда" для "новой нефти", где "пространство возможностей" проф.ориентации определяется "оптимизирующе-укрупняющим" регулированием круговорота потребностей/услуг.
В общем, ничего личного, только корпорато-кратическое "аленеводство". Посему - вычёркиваем.
Материал слева - за тем же авторством, что и один из материалов, послуживших инфо.поводом к предыдущему разбору (по 1-й ссылке в подзаголовке данного поста), - продолжает рассмотренную в том материале тему образа прекрасного далёка в к/ф "Гостья из будущего". Обращаясь теперь к генезису этого образа в советской литературной и кинематографической фантастике, автор заостряет внимание на основных чертах общества будущего, как неиерархического солидарного общества, ориентированного на познание и изменение мира.
Поскольку в этом обществе люди всесторонне развиты, внутренне мотивированы к труду и познанию, альтруизму и солидарности, постольку там отпадает надобность во внешних стимулах, в виде денег или каких-нибудь иных механизмов ограничения доступа к имеющимся ресурсам; а также - в механизмах внешнего принуждения, контроля, сдерживания и регулирования, в лице силовых и правоохранительных органов, спецслужб и, в целом, классических властных структур.
Помимо исторической судьбы традиционных институций, исполняющих роль "кнута и пряника" (ср. "не пущать vs. хорошо платить", соответственно), специально оговаривается также нечто, затрагивающее предназначение культурной традиции в целом.Ну, и наконец - данная система предполагает полную ликвидацию традиционализма. В том смысле, что определенные традиции там могут существовать, но они, во-первых, должны быть рациональны. А, во-вторых - должны быть полностью «развязаны» с тем, что было до образования бесклассового общества. (Впрочем, это вытекает из предыдущего условия.) Указанная особенность относится и к религии, и к различным «семейным отношениям», ну и вообще, ко всем элементам «иерархического мира».
Получается, футуристические образы созданные в рамках советской фантастики суть лишь вариации на темы заданные ещё в новоевропейских утопиях. Конечно, вариации эти существенно модернизируют прежние утопические сюжеты, но именно что лишь в той мере, в какой НТП способствовал эмансипирующему "развязыванию" со всем тем в культурной традиции, что не поддаётся рационализации.
Уверен, что советская фантастика далеко не везде является таким механическим проецированием заданных новоевропейским Модерном мировоззренческих перспектив, но в рассматриваемом материале наблюдается тенденция именно таким образом редуцировать сюжеты и образы созданные советскими фантастами. И вот, что, в этой связи, надо заметить, отвлекаясь от фантастической тематики и сосредотачиваясь на проблематике, связанной с общественно-исторической реальностью и методологией её научно-философского осмысления.
Не перестаю удивляться, как лево-ориентированные авторы и акторы просто таки фатально предают забвению тот принципиальный, хотя и находящийся, в общем-то, на поверхности момент, что рациональность, как сущностное свойство человеческой природы и как основа научной картины мира, меняется исторически, так же, как структура общества и характер отношений в нём. В связи с чем, говорится о принципе единства исторического и логического. И поскольку это диалектический принцип, постольку он сам может - и должен, - по ходу исторического движения от одной мировоззренческой парадигмы к другой, переосмысливаться - сообразно усложняющейся системе знаний о мире и человеке, методов получения этих знаний, принципов их обоснования и, собственно, приведения в систему.
И это, между прочим, тоже - о традиции. А именно о научно-философской традиции, которая, как и любая другая традиция, в том числе религиозная, является традицией именно ввиду того что она является системой, аккумулирующей опыт и знания. А это подразумевает следующие методологически принципиальные моменты, связанные с вопросом: от какого наследства мы отказываемся, точнее, намереваемся отказаться в будущем.
Во всём обозримом историческом прошлом, насколько речь идет именно об историческом бытии человека, мы наблюдаем его как существо рациональное, руководствующееся разумом в организации этого бытия и в совершенствовании его общественных форм, как и форм самой рациональности, которая, исходно, заключена в этом бытии, и лишь вторично-рефлексивно может быть противопоставлена ему в качестве сознания. Соответственно, лишь с высот светской рациональности нескольких веков ближайшего прошлого мы можем гипотетически и метафорически заключать о некоем "зоологическом индивидуализме" доисторических общностей, обретающих человеческий облик по мере обуздания этого "индивидуализма" и создания "первобытной коммуны" (см. подробнее - материал по 2-й ссылке в подзаголовке данного поста). Но, желая оставаться на этих высотах и исторически двигаться дальше по восходящей, - при этом, кстати, отличая иерархии ценностно-мировоззренческие (консервативная основа политико-идеологических позиций, без которой они неминуемо сваливаются в либерализм, даже если это лево-ориентированные позиции) от статусно-корпоративных иерархий (право-ориентированные политико-идеологические позиции, занятие которых означает - минус чаяния какого-либо светлого будущего), - мы должны уразуметь следующее.
Во-первых, надо признать, что, строго говоря, зоологический индивидуализм проецируется на первобытную древность именно из классового общества Нового времени. И что, в этой связи, религиозная традиция на тысячелетия древней классово структурированного общества, и будучи подвержена существенному извращению в условиях этого общества, эта традиция, тем не менее, в своём существе не сводима к интересам его привилегированных слоёв. Равно, как подвержены извращению и передовые светские учения - когда духовно-историческое содержание человеческого бытия начинает в них измеряться естественно-эволюционными закономерностями природного мира.
Отсюда, во-вторых, - и в главных, поскольку как раз здесь речь о переосмыслении принципа единства исторического и логического в новом историософско-диалектическом контексте, - мы должны увидеть, что
в первобытно раннем даёт о себе знать судьбоносное, в котором заключено предназначенное к свершению в грядущем. То есть: зоологический индивидуализм, черты которого усмотрены в поведении первобытных особей, предстаёт как символическое предвестие отчуждения эволюционно сложившегося человечества от своей родовой сущности, черты которой проявились в родовом устройстве первобытной общины, в свою очередь, возвестив о возможности преодоления этого отчуждения через построение всечеловеческой коммуны.
И в-третьих - наиглавнейшее! А именно то, что научный разум сможет сохранить свои основополагающие позиции в современном мировоззрении - в той мере, в какой мы будем способны осознавать не только неслиянность, но и нераздельность разума и веры. Это требование сопряжено с определенными уроками, которые следует извлечь из опыта нового и новейшего периодов истории.
В том и беда Модерна, как и СССР 1.0, что образы будущего, вся благость этих образов представлялись в этих миро-проектах, по преимуществу, просто путём механического вычитания всего низменного, порочного, пагубного в человеческой природе. И получалось на деле некое, никого ни к чему не обязывающее: "что нам стоит - дом построить, нарисуем - будем жить". Именно _на деле_, и именно _не обязывающее_! Ибо здесь, в конце концов, очень быстро вытеснялось то предельно реалистическое, что есть вера. Которая проявляется как действительная готовность идти сквозь тернии всяческой пагубы к тому, что явлено в идеальном представлении о должном бытия человеком! Это представление, ввиду того, что речь о бытийствовании в противоположность наличествующему состоянию (и актуально, и в идеале), никогда не может быть отображено в сколь угодно впечатляющих образах. Более того, в том и уроки всех остывших и обрушенных исторических миро-проектов, что такие образы, чем сильнее их благое воздействие вначале, тем сокрушительнее их последующее превращение в мертвенные экспонаты, собственно, и умерщвляющие энергию миро-проектного заступания в будущее.
Опустошаемое таким образом пространство творческих возможностей заполняется постмодернистскими бесами, способными уничтожить традиционные институты - до того как в них действительно могла бы отпасть надобность. И это - в тему классических фаустианских сюжетов и, особенно, появляющихся им в хвост постклассических сиквелов. Последние возвращают нас к злободневно-сермяжной повестке, от которой мы сразу отмежевались вначале этого разбора - для того чтобы высветить её фундаментально-глобальную подоплеку.
Ибо запредельно бессмысленно рассматривать все эти идиотские "не пущать(,) нельзя(,) хорошо платить" в пределах "пространства возможностей", которое катастрофически сужается стараниями "аленеводов", "решающих" эти идиотские вопросы, - в чём и в ком, собственно, и заключается злободневно-сермяжная суть этой повестки.
Полноценный же контекст для действительных решений очерчен в нашей критической рефлексии, которая высвечивает путеводно решающее Мечты о грядущем величии - среди мрака и пут, обретающихся ныне в наличии.Пст.Скрптм. - 02.03.2020. - в тему:"вперёд в прошлое" & "назад в потусторонние миры"
                                  vs.
к воскресению и жизни будущего века.

консенсусно-полемическая рамка, Мировоззренческий паразит, Модерн, Политическая психоаналитика, Проектная методология, Язык науки, Спасение, Историческая Судьба, философская диагностика, Историософская Диалектика, Оптимизм, Метафизические смыслы, концептуальная оптика, Научная истина, Новая парадигма, Партийность, Исторический смысл, Знание, Сущность человека, Историческое творчество, Историческая память, Идеалы, Нигилизм, Паразитарный классовый корпоративизм

Previous post Next post
Up