Экзистенциальный базис нового политико-идеологического и ценностно-мировоззренческого строительства

Aug 21, 2012 20:44

В продолжение поста Об архиполемическом "сверх" и миро-проектном архиполемосе,
а т.ж. в тему "Dasein-аналитический пред-наброс" и "Сверх-задача"


19:32, 27 июня 2014


«Все ищут выход»

Основная идея четвертой политической теории - в том, чтобы предложить новую модель за пределами либерализма, коммунизма и фашизма. » » »
Все эти три идеологии, которые были противоположны друг другу в истории, объединяла принадлежность к модерну, к эпохе нового времени, к вере в прогресс. И вот все это, по сути дела, предлагается в четвертой политической теории преодолеть, сделав шаг в другом направлении, в другую парадигму понимания общества, истории, человека и т. д.
Сразу возникает вопрос: а кто же будет субъектом этой четвертой политической теории, к кому она обращается? Почему? Потому что в либерализме субъектом является индивидуум, в коммунизме - класс, в идеологиях третьего пути - либо государство, как в итальянском фашизме, либо раса, как в национал-социализме Гитлера.
Четвертая политическая теория отвечает: ни индивидуум, ни класс, ни раса и ни национальное государство не являются субъектами. Хорошо, мы освободили пространство. Ну а кто? Кто-то же должен или что-то должно быть? Не может же быть «ничто», например? Я предложу такой ответ: дазайн. Дазайн - это категория Хайдеггера » » » это корень человеческой экзистенции. Прежде чем мы узнаем, что мы люди, что мы члены государства, члены общества, богатые или бедные, принадлежащие к такому-то народу, этносу, культуре, религии, до этого необходимо, чтобы было что-то. Некий корень нас самих, который воспринимает то - как Хайдеггер это описывает - что он заброшен, свою заброшенность, свое присутствие в мире, как бы, в момент озарения определенного, осознает очень остро. Вот это присутствие в мире есть, дазайн. А всего остального пока над ним не надстроено. Эта базовая, коренная человечность, которая лежит в дазайне, на самом-то деле, сегодня, в нашем мире, исчезает. Она растворяется и распыляется в виртуальных пространствах, в коммуникациях, в технологиях. То есть мы утрачиваем последнее, что делает человека существом экзистирующим.
Четвертая политическая теория становится на защиту дазайна, на защиту возможностей аутентичного экзистирования этого дазайна и выстраивает свою программу в жесткой оппозиции тем отчуждающим этот дазайн от самого себя структурам, которые мы видим вокруг. То есть это революционная, критическая, нонконформистская политическая идеология, которая, направлена против того хлама, против того техноцентризма, против того предельного отчуждения человека в обществе, в спектакле, который развертывается вокруг нас и уже не имеет четких идеологических характеристик. Эта политическая идеология, направленная против радикальной деполитизации и дегуманизации окружающего нас мира. Сам Хайдеггер называл то, что происходит сейчас, «Planeter idiotismus», потому что идиот - по-гречески - это тот, кто имеет только одно - частную собственность. Это идентично: сам себе гражданин мира, космополит. «Planeter idiotismus» - это не ругательство. Это такое определение человека глобализма, который, на самом деле, полностью утрачивает какую бы то ни было связь с корнями своего собственного бытия. И вот сегодня такой технологический космополит является нормативом цивилизации. Против этого технологического космополита направлен укорененный дазайн.
Но дазайн - присутствие в мире - в разных культурах оформляется по-разному. Даже корни этого дазайна различны у разных культур. Соответственно, четвертая политическая теория обосновывает необходимость многополярного мира, диалога цивилизации, где каждый элемент из этого ансамбля, мозаики мира может развиваться самостоятельно, структурировать свои ценностные, социальные, политические, философские системы в рамках районирования философской географии, осуществляемой свободно, независимо и в постоянном контакте и согласии с этим экзистенциальным дном бытия, с тем, что лежит в основе человека.
Вот, приблизительно, каков контекст этой экзистенциальной политики. Конечно, тот интерес, который проявляется к четвертой политической теории в самых разнообразных спектрах уже далеко за пределами России, во всем мире, на мой взгляд, внушает большой оптимизм. Это пока лишь приглашение. Это никакая не догма, это никакое не окончательное решение, это не ответ. Это правильно поставленный вопрос. Ответы на него только приветствуются. И разные версии, и размышления в этом направлении. Подробнее…
Источник: Russia.ru
все новости

Идеология, Сущность человека, Проектная методология, Хайдеггер, Спасение, Альтерглобализм, Императивы развития, Историческая проектность, Метафизические смыслы, Оптимизм, концептуальная оптика, Историческая Субъектность, Новая парадигма, Ценности

Previous post Next post
Up