К возможности нового нарратива: оттеняя трассирующий вектор гражданственности

Apr 23, 2016 16:05

/ предыдущий блок /
По сути, непосредственнейшим предметом нашего цикла-диалога является интенциональность.
Специфическим "объектом" у нас выступает _возможность нового нарратива_. Специфика здесь в том, что, во-первых, это нечто, объективно данное только в качестве системы знаков (понятийных, символических и пр.), и в этом качестве, строго говоря, призванное _представлять_ объекты в реальности и _выражать_ смысл бытия этих объектов. А во-вторых, поскольку речь о возможности, как о том, что должно воплотиться в соответствии со своим призванием в будущем, постольку мы имеем дело с принципиально НЕобъективной вещью.
И вот, выделяя внутри такого "объекта" такой, тоже специфический, "предмет", как интенциональность, мы обращаем рефлексию на то, собственно, посредством чего, непосредственнейшим образом, происходит реализация возможности нового нарратива. И помимо работы означивания объективно данного и выражения смысла его бытия, в интенциональности присутствует миро-проектная энергия. Грубо говоря, миро-проектность - это практическое измерение, в отличие от означивания/выражения, а также интерпретации означенного/выраженного, как теоретического измерения интенциональности. Но это - именно грубо говоря, потому что знаково-предметно-смысловая система - это, по сути, осново-структура языка, которым мы пользуемся во всех сферах своего бытия в мире и взаимодействия друг с другом. И, в действительности, исходно имеет место включённость речевой энергии в энергию бытия, как миро-проектирования. Интенциональность же есть то, в чём сконцентрировано всё структурно-энергийное устройство наших бытия и мышления, их временно́го свершения и речевого выражения смыслов, инициирующих это свершение.
В высшем измерении этих смыслов заключены Судьба и Предназначение исторического бытия народов и человечества. Коллективное восхождение к этому измерению в мысли и действии рождает большие миро-проекты, посредством которых свершается История. Содержание этих миро-проектов, собственно, и выражается в больших нарративных системах, обеспечивая тем самым макро-коллективную согласованность мыслей и действий в процессе реализации этих миро-проектов.
Таким образом, путеводная нить интенциональности ведёт нас к структурообразующим основаниям нового нарратива.
То, как представлены в предыдущих блоках данного цикла-диалога эти основания, является крайне упрощенным способом. Главная задача именно в том, чтобы, ориентируясь на широкого читателя, не искушенного в разного рода интеллектуальных изысках, пригласить к рефлексии на его, читателя, собственную интенциональность. И тем самым сподвигнуть на реальное действо формирования нового нарратива.
Если же для кого-то этот текст окажется чем-то таким, типа "не-для-средних-умов", - при том, что реально этот текст, применительно к своим "объекту/предмету", изложен на уровне "ма-ма мы-ла ра-му", - то это будет явным признаком и ярким свидетельством последствий той катастрофы, которая произошла четверть века назад и продолжается по сей день. И тем паче такому читателю следует попытаться проникнуться написанным в данном цикле-диалоге, - чтобы встать на путь спасения себя, других людей от этого катастрофического и смертоносного для страны и мира состояния.
Получается, помимо и прежде того, что это - цикл-диалог, он способен выступить и в качестве цикла-теста. А диалог - это уже, собственно, возможность запустить процесс совместного самосовершенствования, именно в зависимости от того, насколько запущенным окажется состояние в результате (совместного же) тестирования. Для того чтобы, в ходе этого тестирования, максимально сосредоточиться на обнаружении определенных пробелов (в своей интенциональной структуре), соответственно, на усмотрении ориентиров для заполнения этих пробелов, самое ключевое в плане этого сосредоточения можно увидеть в тех пунктирных линиях, которые намечены в двух предыдущих блоках цикла.
В ходе разметки этих линий очерчивалась пред-структура, в которой высвечивается контур нового нарратива. В фокус этих очерчивания/высвечивания вошло разделение на живых и мёртвых (см. предыдущий блок по ссылке в подзаголовке данного поста). Эта контр-позиция задаёт консенсусно-полемическую рамку коммуникативного поведения в публично-политическом поле и, в целом, деятельности в общественно-политической реальности. В связи с задачей формирования нового нарратива, значимо здесь следующее.
Интенциональная энергия наших бытия и мышления, в своём актуальном течении, может быть представлена как пунктир, где вычленяются моменты внятия смыслам как возможностям мыслительных, деятельностных, коммуникативных актов, - в противоположность моментам упущения этих возможностей. Самое существо так структурированного процесса заключено во временности, соответственно, во внятии смыслам-возможностям как своевременно-решающему, - в противоположность невозможности такого внятия, ввиду "цейт-нота".
Конкретно, во внимании к процессу миропроектно-концептуального формирования нарратива, пунктирная структуризация фиксируется в моментах концептуальных решений, выражающих в речи (устной или письменной) смыслы-возможности или истолковывающих их выражение, - что соответствует линиям, в противоположность пробелам как отсутствию таких решений (непонимание) или псевдо-решениями (подмена смысла суррогатом).
Пунктир концептуально решённого/нерешённого составляет концептуально-методологическое измерение в проявлении и осмыслении контр-позиции живого/мёртвого, соответственно.
В этом же коррелятивном ключе консенсусно-полемическую рамку составляет контр-позиция бытие/небытие, увязанная с действием и знанием. И это - экзистенциально-метафизическое измерение в проявлении и осмыслении контр-позиции живого/мёртвого. Плюс - историософско-метафизическое измерение: восхождение/отчуждение.
Ниже вся в целом композиция образуемая этими слагаемыми будет отражена в виде схемы-таблицы. А пока ещё один контр-позиционный элемент, который аккумулирует и концентрированно выражает на уровне злободневной повестки всю обрисованную связку элементов консенсусно-полемической рамки.
Это - гражданственность/потребительство - как, соответственно, участное/безучастное отношение каждого из нас к тому, как политические процессы влияют на историческую Судьбу нашего народа и его Предназначение в Истории человеческого рода. Поскольку эта конфликтологическая связка именно аккумулирует в себе противоборство жизненно-бытийственно-восходящей и мертвенно-небытийственно-отчуждающей энергий, постольку она тоже структурирует актуальное воспроизводство конкретного социально-культурного опыта как определенный пунктир.
Гражданственность всегда будет представать как абстракция, если пытаться представить её в чистом, идеальном виде. Это к слову о том, что в 3-м блоке нашего цикла говорилось о проблеме практической и коммуникативной _действенности_ "простых и привлекательных образов будущего" в процессе реализации миро-проекта (см. 3-й блок - в середине и заключительных абзацах). Наиболее же непосредственным образом, проблема состоит в том, что определенная часть нашего опыта неотъемлемо включает существование в качестве потребителя, нуждающегося в материальном, информационном и прочем обеспечении жизнедеятельности. Собственно, поэтому же невозможно пребывать в постоянной бдительности, чтобы всякий раз своевременно схватывать смыслы-возможности в миро-проектных и концептуальных решениях.
Но в том-то и значимость коллективной _совместности_ этих решений, что, при их взаимодополняющем наложении, то, что упущено кем-то одним, восполняется в решениях другого. Гражданственность возможна как конкретная монолитность, если она образуется _коллективно разделяемой решимостью_!
Если же потребительство в коллективном опыте начинает преобладать, он перестаёт быть, собственно, коллективным. Он стагнирует в своей структуре и хаотизируется в динамике, превращаясь в нечто рыхлое, не способное быть тем полноценным, одновременно, прочным и гибким, субстратом, в котором нуждаются решения для того чтобы действительно выдвинуться и осуществиться. В нынешней ситуации как раз и происходит убийственно тотальное проникновение потребительства во все поры общественно-государственного организма. И сколь бы позитивны ни были декларации и активны практические и коммуникативные действия, подтверждающие эти декларации, их наполняет безответственность и безответность в отношение действительно решающего.
В этой ситуации, линии гражданственности подобны следу трассирующих пуль - разрывая мертвенно-небытийный мрак потребительства и тем самым высвечивая для всех ту общую цель, которая заключена в Высших Смыслах исторического бытия человеком. В так обозначенном пунктире проявления гражданственности преднамечается путь восхождения к полноте культуро-творческих возможностей родовой сущности человека.
Итак, все выделенные измерения и элементы консенсусно-полемической рамки можно отобразить в виде следующей схемы-таблицы.Историософско-метафизическое измерениеЭкзистенциально-метафизическое измерениеКонцептуально-методологическое измерениеСоциально-
политическое
измерениеЖивая жизньвосхождение к полноте культуро-творческих возможностей родовой сущности человекабытие как энергия, сообщающая знанию творческую действенностьречевая энергия, находящая свою возможность в молчаливом внятии своевременно-решающемугражданин:
позиция общественно-политического участия в исторической Судьбе твоего народа - ради реализации его Предназначения в Истории человеческого родаСмерть вживеотчуждение от родовой сущности человека - в связи с её превращением в средство для поддержания его индивидуального существованиянебытие, превращающее знание в мёртвый груз или инструмент игровых манипуляцийболтливая немота, безотчётная к своевременно-решающемупотребитель:
отсутствие общественно-политической позиции как таковой и замещение её интересами, связанными с отчужденным трудом и игровым досугомТеперь, поясняя обозначенные так элементы, зафиксируем взаимосвязи этих элементов и то ключевое в этих взаимосвязях, что позволяет образовывать этим элементам системное целое консенсусно-полемической рамки. И тем самым более отчётливо прочертим контур нового нарратива.
Для начала, ещё пример языка сервиса. Теперь - в устах потребителя. Хотя автор высказываний тот же, что фигурировал в нашем цикле как автор одного "рац.предложения" (см. фрагмент 4-го блока).
shakkar в Умные крымчане уехали, оставшиеся - оправдываются
С начала 2016 года замечаю резкий рост оправданий, льющихся из Крыма и от крымчан. Оправдания нелепо пытаются выдать то за лекции (сейчас расскажем вам, зачем все-таки Крым России нужен), то за поучения (сейчас научим вас, как внутренний туризм развивать), то за народную любовь (хоть мы и нищие, но Родина - превыше всего!). То ли крымчане искренне уверовали в свою исключительность на фоне остальных регионов страны, то ли у них окончательно закончились аргументы, а любви центра уже недостаточно.
< Дальше - "Обеспеченные россияне предпочитают Испанию". Тьфу! :/ >
В Крым потянулись люди, которым близка тематика моря, героизма и величия России - военные пенсионеры, например. Но у них есть серьезный недостаток - отсутствие денег! Приедет, мол, купит дачку и живет себе, никому не платит мешка денег за ночевку в курятнике. В этом плане я крымчан понять могу. В остальном - нет. Какая-то помесь гордости, созданной из ничего, обиды на здравомыслящее население России и претензии в стиле "мы - герои, вы - жлобы".
А куда вы поедете отдыхать этим летом? <...>
Нет, называть себя героем, это уже - минус героизм (см. в тему). Нам надо становиться гражданами, - в том числе, для того чтобы действительно было видно, кто есть кто, без всяких двусмысленностей (см. в тему: мгновенья раздают).
Что же касается вопроса: "А куда вы поедете отдыхать этим летом?", - в крайне нестабильной ситуации, угрожающей не столько физической безопасности индивидов, сколько стране и миру, учитывая то метафизическое состояние этих индивидов, которое связано с проблемой присутствия человечности в их отношениях к стране и миру. И что касается фигурирующих в формулировке этого вопроса притязаний на принадлежность к "здравомыслящему населению", - когда нестабильность ситуации усугубляется отсутствием у российского государства идеологии и проекта развития. Вот это как раз и не может быть ничем иным, кроме как жлобством (тьфу на него ещё раз). Махровым жлобством - как крайней степенью потребительства, максимально удаленного от позиции гражданина!
И это - пример отсутствия концептуальных решений, ввиду отсутствия решимости к жизненно-бытийственному восхождению, чтобы обрести эти решения, проникнув сквозь морок мертвенно-небытийственного отчуждения. Поэтому, пример свидетельствует об анти-диалогичности, как неспособности внять своевременно-решающему, сообщить его кому-то другому или усвоить его в процессе интерпретации там, где это решающее сообщается кем-то другим.
Позже, мы специально обратимся к теме диалогичности. А пока, отталкиваясь от нашего анти-примера и нацеливаясь на новый проблемно-тематический узел, вырисовывающийся в связи с темой диалогичности, попытаемся контрастнее оттенить трассирующий вектор гражданственности. И, благодаря этому, чётче очертить контур всех граней консенсусно-полемической рамки. При этом, как условились, будем акцентировать внимание на связях между элементами четырёх измерений выделенных в структуре этой рамки. И, очерчивая эти связи, будем, по необходимости, обращаться к тому, что уже говорилось в материалах данного блога по данной тематике и проблематике.
Прежде всего, что касается связи историософско-метафизического и концептуально-методологического измерений смерти вживе. А именно, связи отчуждения человека от своей родовой сущности и конкретных концептуальных решений в социальной коммуникации.
Вот нечто ключевое по этому поводу (см. фрагмент одного из очерков цикла _О прибытии/убытии ..._):
как это сегодня зачастую и наблюдается, крайне расхожим становится использование дихотомии "личность vs. общество" в связи с псевдо-дилеммой: "личность для общества vs. общество для личности", где первое отношение представляется "тоталитарным", а второе "прогрессивным". И эти нарративные махинации, очевидно, не свободны от понятийных подмен в применении терминов "личность" и "индивид". В результате, абстрактная "индивидуальность", как носитель абстрактной же "общечеловечности", полагается во главу угла (собственно, Марксова формула превращения родовой жизни человека в средство для поддержания индивидуальной его жизни - через отчужденный труд).
Значит, вот эта, принципиальная в рамках всего нашего цикла, связь: атомизация общественных отношений и атомизация языка, через который участники этих отношений представляют мир, самих себя и своё совместное бытие в мире.
В зафиксированной таким образом связи историософско-метафизического и концептуально-методологического измерений намечены также связующие мостики к экзистенциально-метафизическому и социально-политическому измерениям, - а именно, благодаря отсылкам, соответственно, к манипулятивным махинациям в нарративном оформлении знания и к Марксовой концепции отчужденного труда (см. т.ж. фрагмент цикла _К интерпретационной конфликтологии_).
Продолжая настраивать контрастные регистры в контурном очерчивании нашей консенсусно-полемической рамки, ещё раз обратимся к классификации, в которой говорится о НЕклассическом характере нынешней ситуации (см. заключительную часть предыдущего блока). В этой классификации фиксируется четыре категории населения, которые выделяются по маркерам _(не)довольные_ полит.курсом действующей гос.власти и _(не)вписавшиеся_ в "систему" обеспечения/потребления услуг (см. фрагмент материала с данной классификацией):
- вписавшиеся в тренды "тучных нулевых" и, именно ввиду этого, довольные,
- невписавшиеся, но довольные, будучи уверенными, что "встаём с колен",
- вписавшиеся, но недовольные, ибо испытывающие жиробесие прорвы,
- невписавшиеся и недовольные, ввиду того, что по роду деятельности и по жизни не способны существовать в условиях "естественного" отбора, а также отбора "искусственного", осуществляемого в виде "оптимизации" традиционных соц.институтов (образования, наука, здравоохранение и др.), которые, по самому своему назначению, не сводимы к формату обеспечения услуг.
Здесь не суть, чем отличаются между собой довольные и недовольные вписавшиеся, и к какой из этих категорий отнести вышеприведённый пример крайней степени потребительства (в том смысле, что, в отличие от просто эффективного бюргера, прорва предполагает особую "жизнеспособность", связанную с особой хваткостью в присвоении материальных благ).
И, конечно, встречаются такие разновидности невписавшихся-недовольных, которые готовы обслуживать какие угодно интересы за какие угодно вознаграждения. Но тем самым они располагаются по ту сторону всех элементов этой классификации.
Наконец, и среди вписавшихся-недовольных может наблюдаться кардинально противоположная прорве - гражданская позиция. Но эти исключения, подтверждающие правило, суть очень редкие случаи сочетания духовной воли и естественной жизнеспособности.
Гораздо важней обратить внимание на те критерии, по которым выделяются основные элементы этой классификации.
В плане определения таких критериев, можно вспомнить о трёх форматах мысли и действия, о которых говорилось в заключительном пункте цикла _Любить, чтобы понять_ (см. фрагмент - выдержки из цикла "Судьба гуманизма в ХХI столетии" С.Е. Кургиняна и то, что там говорится в связи с этими выдержками):
- ситуационно-адаптивный,
- рефлексивный
- проективный.
В качестве критериев могут быть зафиксированы наличие/отсутствие этих форм в мотивации и мировосприятии.
Эффективность в том, чтобы вписаться в среду, функционирующую в режиме обеспечения/потребления услуг, может достигаться только за счёт максимальной активации ситуационно-адаптивного формата - ценой предельной минимизации рефлексивного и проективного форматов.
В этой связи важно задаться следующими вопросами, наводящими на то, как процессы отчуждения, происходящие в историософско-метафизическом измерении, проявляются в измерении экзистенциально-метафизическом, соответственно, в том, как знание лишается своей творческой действенности, теряя укоренённость в бытии:
Самый миро-проект человеческого существования низводится до той незатейливой замкнуто-циклической регулярности, в которой чередуются выполнение некой профессиональной функции (homo faber) и игровой досуг (homo ludens). Что такое "мир" этого человека? Если всё действительное разумно и всё разумное действительно, то где действительность этого разумного (homo sapiens), постигающего и устраивающего рациональный порядок действительного? (цит. фрагмент цикла _Любить, чтобы понять_).
Вопросы адресуют, собственно, к причине "цейт-нота", препятствующего тому, чтобы внять своевременно-решающему, усвоить/сообщить его в диалоге друг с другом. И это в свою очередь адресует к связи экзистенциально-метафизического и концептуально-методологического измерений смерти вживе. Соответственно - к болтливой, или словоохотливой, немоте (см. там же по вышеприведённой ссылке на фрагмент цикла _Любить, чтобы понять_):
"Словоохотливая немота", как наиболее гнойное в упрощенчестве. Как источник гниения! Как гнилость нутра тех, кто по своему профессиональному долгу обязан вычищать этот гной из сознания людей. А т.ж. очищать от него концептуально-методологическую оптику и настраивать её ровно в том режиме, в котором она со всей очевидностью явит происходящее в реальности, ровно в той степени сложности, в какой оно есть. Вместо этого - имитационные картинки, проецируемые на плотную стену упрощенческого гноя. И тем самым еще более препятствующие уразумению ключевого - "противоречивости явленного".
Ещё раз подчеркнём, для нас здесь важно не наклеивание ярлыков, но возможность отчётливо увидеть распределение в обществе энергий его развития и регресса (жизненно-бытийственное восхождение vs. мертвенно-небытийственное отчуждение); зафиксировать структурные элементы и связи, которые образуют процессы этого распределения; при этом руководствоваться определенными критериями (ситуационная адаптивность/рефлексивность/проективность), позволяющими представить пропорции этих энергий и, в этой связи, нащупать проблемный нерв сложившейся ситуации.
Двигаясь так, мы свидетельствуем то двусмысленное состояние общества, когда его внешне эффективное и презентабельное социально-политическое устройство, в действительности, функционирует в режиме регресса и деградации. И вот, что тогда можно засвидетельствовать относительно той, очевидно, значительной (количественно и качественно) части общества, которая демонстрирует "неэффективность" (категория _невписавшиеся и недовольные_).
Проявление неэффективности в сложившихся условиях, очевидно, связано с той жертвой, которая совершается при минимизации ситуационной адаптивности - ради сохранения проективности/рефлексивности и их претворения в мышлении-действии.
И, очевидно, именно из среды тех, кто ценой такой жертвы хранит эти творческие способности должен выдвигаться новый класс-нарратор, призванный осуществлять общественно-государственную сборку под новый миро-проект. Разумеется, этот контр-элитный субъект должен научиться соединять творческое, заключенное в проективной и рефлексивной способностях, с прагматическим, заключенным в ситуационно-адаптивном формате мышления-действия. И в этом, очевидно, суть обретения тех потенциалов, которые делают политику искусством возможного (см. в тему - о возможности управления политической мыслью, благодаря знанию о её устроении).
Пока же имеем, что имеем: атомизированный социум, в котором речевое сообщение между людьми осуществляется на атомизированном же языке, - во времени, которое измеряется атомами-отрезками актуальных ситуаций.
Однако, эти печальные обстоятельства, в рамках нашего наброска, суть лишь импульс к дальнейшей проблематизации.
Вообще, если обратить внимание на корневое значение понятия атом, оно адресует к той самой субъектности, которую должен обрести класс-нарратор, чтобы сообщать её общественно-государственному организму страны для выхода из этого, смертоносного для общества и человечества, состояния разложения. Неделимое, нерушимое, не подверженное гниению начало (греч. ἄ-τομον), лежащее в основе (лат. sub-jectum) всякого сущего: природы, общества, человека. И так же как, в естественнонаучном смысле, существует ковалентная связь - как способность атома образовывать связи с другими атомами через обобществление электронов, - аналогичным образом, структура общественных отношений приобретает качество ансамбля, когда человеческие ин-дивидуумы (латинский синоним атома), вступая в эти отношения, воплощают неделимое родовой сущности человека (см. по теме). Равным образом, как молекулы образуются ковалентными связями атомов для того чтобы составить целое организма, так же и коллективы, воспроизводящие в своих отношениях сущностное единство рода, способны составить монолит общественно-государственного организма.
Однако самая историософско-метафизическая суть проблемы заключается в смешивании природно-видовых свойств человеческой сущности и духовной уникальности, которая в то же время, как и эти свойства, универсальна, поскольку возникает из самого существа человеческого рода. Всё то уникальное, что присутствует в видовых свойствах человека (разумность, общественность и т.д.), собственно, получает свою специфику от уникальности родовой жизни человека. И не было бы надобности в таком умножении сущностей, если бы, помимо различия: _общее для всего сущего в мире наличествование как физическая вещь среди вещей vs. наличествование в качестве органически живых существ_, в случае человека, не возникало бы крайней необходимости различать:
- наличествование естественно живого существа, подчинённого законам биологической, психологической и социальной реальности
vs.
- способность быть живым в действительности - как духовная энергия созидания культурно-исторической реальности.
Именно из духовной уникальности, присутствующей в родово-универсальных атрибутах человеческой сущности берут своё начало личностная уникальность человеческих индивидуумов и культурно-идентичностная уникальность народов. И именно деятельное воплощение в общественных отношениях уникальности человеческого рода определяет действительное наличие уникальных свойств индивидуальной и макро-коллективной личностей.
(См. по теме:
- заключительная часть упомянутого выше очерка _О прибытии/убытии сущностного/ничтожащего в человеческом бытии_; плюс - из того же цикла: _О прибытии/убытии живого/мёртвого в жизни_;
- фрагмент цикла _Любить, чтобы понять_: субстанциализм/монизм vs. энергизм/холизм - как, соответственно, слово вещей vs. слово дела; плюс - в этом ключе, _О кривой козе и особенной стати: неслиянность и нераздельность матричных начал и моделей развития_;
- материал _Понять, чтобы победить: система координат в следовании к победоносному сквозь тернии смертоносного_).
Здесь, наконец, перейдём к очерчиванию нового проблемно-тематического узла - по путеводной нити диалогичности.
Предварительно, вспомним то, что в первом блоке данного цикла говорилось об упрощенчестве в связи с превращенными формами (см. фрагмент). Конкретнее, речь о поздне-советском превращении авангардного содержания Красного проекта в классику и пост-советском превращении политики в шоу.
Осуществлялось это посредством формирования квази-масскультного китча и квази-элитарного гламура, совокупно образующих специфическую игру на понижение в процессах сообщения смысла и внятия сообщенному:
- упаковывание смыслового суррогата в гламурно "презентабельную" обёртку,
- китч его "квалицированного" потребления.
Эти упаковывание/потребление коррелятивны двум полюсам: шизофренически-рафинированному и кондово-монолитному, соответственно. Констелляцией этих полюсов, собственно, и образуется поле отчуждения человека от исторического бытия своей родовой сущности, процессы аномии в социально-политической системе, экзистенциально-метафизической анимии в познании и деятельности, обессмысливания личностной и публичной коммуникации (см. там же, выше, в 0-м пункте - экспозиция проблемы).
В соответствие с проведённым выше контрастным оттенением трассирующего вектора гражданственности, авангардная сложность востребована необходимостью нового Синтеза. Всё то, что накоплено в культурной традиции и аккумулировано в классике (религиозной и светской), должно соединяться с тем, что обретается на новом витке общественно-исторического развития. Этот новый Синтез, будучи востребован _исторически_, призван заново воспроизводить единство культурной традиции, ввиду того, что установившиеся классические формы, в определенный момент, перестают удерживать это единство при столкновении традиции с новыми историческими вызовами. Более того, все прежние формы общественно-исторического бытия человека не достигают того уровня, на котором возможно воплощение всей полноты его культуро-творческих возможностей. Собственно, поэтому, История движима авангардно-революционными прорывами на пути восходящего соединения человека с той жизненностью, которая является свойством его родовой сущности. А точнее - способом бытия этой сущности (ключевой нюанс в различии видовых и родовых атрибутов).
Итак, утверждение в общественно-историческом бытии кондовой монолитности, отрицающей авангардную сложность, высвобождает поле для внедрения сложности шизофренической, которая отрицает возможность единства, востребованного историческим развитием классической традиции ради соединения человека со своей родовой сущностью.
Теперь о том, как эти отрицания отражаются в речевой энергии и влияют на социальную коммуникацию.
В статье А. Кудиновой "Диалогизация сознания" говорится об информационно-психологической войне, которая объявлена общественному сознанию, и которая при этом "упакована в изящную оболочку диалогизации". Упаковщиками же выступают интеллектуалы, которые "любуются муками так называемых переходных обществ". И вот, собственно, механизм, посредством которого транзитные состояния общества превращаются в технологию ухода в историческое Небытие.
Если в сознание этих обществ поместить тезисно-антитезисный диалогизм и полностью изъять из сознания синтез, то эти общества будут корчиться и умирать.
Итак, экспериментатору нужно убедить жертву в том, что она должна диалогизировать свое сознание. Ибо иначе она проблему не решит. Да и вообще, монолог - это плохо («мизерно», как говаривал герой Достоевского). А диалог - это хорошо. А как диалогизировать сознание? Его надо лишить целостности. Целостность надо обозвать монолитностью. И сказать, что монолитность - это ужасно. «Какой вы мизерный, батенька! У вас грубое, монолитное сознание!» А нужно обзавестись другим.
Позвольте, а разве целостность - это всегда грубый монолит? Разве не может быть тонкой, сложно организованной целостности? Уравнивание целостности и грубой монолитности - это мошеннический прием. Предположим, что вы клюнули на него - что дальше?
А дальше вам говорят, что монолитность сознания надо избыть во имя диалогизма. Вам вот так красиво формулируют предложение. А если сформулировать его без мошеннических прикрас, то вам предлагают просто расщепить сознание. Но если вам скажут: «Превратите монолитное сознание в расщепленное», - вы откажетесь. А если вам скажут: «Превратите монологичное сознание в диалогичное», - вы с радостью согласитесь. Между тем, это одно и то же предложение, упакованное в разные словеса.
<...> диалогизация сознания - это очень сильное и опасное средство. Но для того, чтобы оно не погубило, а спасло, подарило открытие, ответ на мучительный вопрос, принципиально новую мысль, в нем должен присутствовать... код целостности... ген целостности... В общем, целостное начало. Если же это целостное начало изъято - тогда конец. Тогда диалогизация сознания превращается в уничтожение этого сознания - крайне беспощадное средство ведения информационно-психологической войны.
А. Кудинова. Диалогизация сознания // Суть времени. №21 от 27 марта 2013 г.
Завершая этот блок, зафиксируем ключевые элементы нового проблемно-тематического узла в виде ещё одной схемы-таблицы.ЕдинствоСложностьПринципРечьКлассика + Авангардцелостностьструктурностьединство во множественностимонолог + диалогКлассика - Авангардкондовостьшизофреничностьплюрализм одномерностейдиалог - монологСледующий блок »»» ... + дополнение к данному блоку »»» ...

Самоопределение Народа, консенсусно-полемическая рамка, Мировоззренческий паразит, Проектная методология, философская диагностика, концептуальная оптика, Новая парадигма, Суть времени, Знание, Сущность человека, Гражданский Мир, Коммуникация, Красный проект, Жизнь, Двусмысленность, Нигилизм, Идентичность, Историческая Субъектность

Previous post Next post
Up