14.05.2014
Максим Кантор: «Двадцать три года - это
огромный срок. Можно горы сдвинуть.»
Двадцать три года государственности - это очень большой срок.
Все высокое Возрождение уложилось, вообще-то, именно в 23 года. Флорентийское Кватроченто, то есть, время правления Лоренцо Великолепного и Платоновская академия Марсилио Фичино, и Микеланджело и Боттичелли, и Пико делла Мирандолла, и Полициано, и даже фра Саванарола - это все произошло за двадцать три года. И музеи мира наполнены отчетами о том времени.
И время Бисмарка - это двадцать три года. От княжеств к единой стальной Пруссии; вот за это время собрал, скрепил, сжал идеей.
А Наполеон уложился в шестнадцать лет. И кодекс Наполеона даже написал, им до сих пор пользуются.
С революции 1917 до начала Второй мировой прошло двадцать три года - от разоренной монархии до социалистической страны и единого народа, который оказалось невозможно поработить - прошло именно двадцать три года. За эти годы чего только не было - и коллективизация, и индустриализация, и лагеря, и раскулачивание, и гражданская война, и доносы - но было не только это. Строили заводы и школы, больницы и дома, люди учились не только доносить и врать, как иногда теперь считают, люди приучились к мысли что они образуют одно общество - и у этого общества есть цель. В результате - возникло государство, в результате этих двадцати трех лет поднялась страна. И когда сказали: «Вставай, страна огромная», страна встала.
Потребовалось двадцать три года, чтобы Бисмарк собрал Пруссию, потребовалось двадцать три года, чтобы Сталин собрал Советский Союз, потребовалось двадцать три года, чтобы состоялось великое Флорентийское Возрождение - важнее которого ничего в истории искусств не было.
Это огромный срок, двадцать три года. Можно горы сдвинуть.
За двадцать три года в Украине не было сделано ничего. Страну делили воры и пройдохи. И ни единого политического мыслителя. Ни одного.
В России тоже воров хватало - но за искомый период страну сперва разворовали, потом собрали; сказались традиции государственности. Это не значит, что Россия лучше или что России повезло; просто Россия страна государственная, а Украина - нет. Это не плохо и не хорошо, просто так вот устроено.
В Украине единственной стабильной формой организации оказалось Гуляй поле;
а защищать Гуляй поле от внешнего произвола - занятие бесперспективное.
Украинский народ исключительно жалко. Как и всегда в истории Украины, народу предъявляют в виде политических мыслителей то Скоропадского, то Махно, то Бандеру. В Украине нет никакого фашизма - и быть не может, по определению. Фашизм есть государственный национализм, фашизм - это ретро-империя построенная на основании установленного неравенства. Фашизм это иерархия и порядок империи. Но государства в Украине нет и не будет никогда, и даже фашизма не будет - ему просто негде разместиться.
Будет одно сплошное Гуляй-поле. Если государство не сложилось за 23 года, оно не сложится никогда.
И с этим надо смириться; звучит обидно, но свобода как государственная идея не существует.
Население следует спасать от произвола псевдо-государственной власти.
Основной тезис: "двадцать три года - достаточный срок для больших общественно-государственных преобразований" - без комментариев, ибо истинно так!
То, что в России сильны традиции государственности, тоже верно, только вот, страну и разворовывать НЕ перестали, и ещё НЕ собрали. НИ власть не выдвинула, собственно, собирающего и мобилизующего проекта, НИ общество не собралось и не отмобилизовалось, чтобы понудить к этому проектному действу власть. Ни-ни. И это очень плохо (vs. "просто так вот устроено")!
То, что Украина, в отличие от России, страна "НЕгосударственная", совершенно не правильный постанов проблемы. Дело в том, что государственная идентичность украинского народа, как и его национальная идентичность, культурно-исторически неразрывно связана с русской идентичностью (см.
»»» ...). Поэтому, Украина настолько государственна, насколько государственна Россия. Насколько это имеет место быть, см. выше - о полном отсутствии всякого присутствия проекта. И если это будет продолжать так быть, то и Россию превратить в Гуляй-поле будет несложно.
И тогда, что касается "украинский народ исключительно жалко", во-первых, жалость совершенно неуместное чувство к народу, если он народ; во-вторых, поскольку украинцы суть неотъемлемая часть русского народа, постольку тут, вообще, речь НЕ о каких-то чувствах, применимых к какому-то иному народу, который находится в тяжком положении, НО о решимости совокупного русского народа
вернуться к своей исторической Судьбе и своему всемирноисторическому Предназначению!
Наконец, что касается умозаключения: "если на Украине нет государственности, значит, никакого фашизма там нет и не может быть, по определению", нет, это так не надо умозаключать, не надо. Про наличие государственности на Украине сказано выше, а вообще, эти постоянно озвучиваемые "некрологи" по поводу украинского государства, это всё от таких умственных операций, посредством которых общественно-государственные устройства сводятся к сугубо правовым конвенциям. Да, от вот такого совершенно не-ПРАВО-мерного правового редукционизма это происходит, и отсюда же - это двусмысленное отношение к марионеточной хунте, утвердившейся на Украине: "не легитимная, но всё же власть, хотя и не легитимная, но всё же..." и т.д. Дескать, "подобрали власть, валявшуюся в грязи" - аналог прихода большевиков в 1917-м в России, дескать, "прецедент". Нет, нихрена, там действительно безвластие имело место быть, а здесь, стопудово - свержение, осуществленное именно на основе того, что власть действовала в правовом поле, а протестовавшая оппозиция - в антиправовом, тем самым, к тому же, подготавливая выступление спец.боевиков. Очень отягчающие обстоятельства, чрезвычайно отягчающие, - особенно, учитывая, что эти спец.подразделения проявили себя потом в качестве носителей фашистской идеологии и полит.практики! До сих пор проявляют, а интеллектуально продвинутые авторы продолжают при этом, ничтоже сумняшеся, умозаключать об отсутствии и невозможности фашизма на Украине. Вообще, по этому поводу неполживость как-то особенно зашкаливает, - когда, например, автор, даже без всяких умозаключений, оказывается
"
убежден - и уверен, что любое самое независимое, международное или на 100% российское следствие это покажет - что у одесских «патриотов» не было преступного умысла заживо сжечь своих «пророссийских» сограждан".
А так, да, за двадцать три года можно много чего сделать. И помимо революционных прорывов, на руинах империи созидающих сверхдержаву, более тщательно вычистить мразь, которая под этот созидательный шум норовит затаиться до поры, чтобы потом взять реванш, учинив очередную смуту.