Ведическая классификация уровней развития личности на Тамос (мрак), Раджас (страсть) и Саттву (благость), на мой взгляд, идентична психоаналитическому делению на психотический (оральный), пограничный (анальный) и невротический (генитальный) мир.
Психотический мир поистине - мрак. Прежде всего, из-за полной невозможности различать добро и зло, то есть, иметь опоры и ориентиры. Это незрячесть, блуждание впотьмах.
Пограничный мир наполнен страстью, - явной или скрытой: наверное, каждый пси-практик имел с этим дело. Страсть обусловлена амбивалентностью влечений: где страсть - там и страх, недаром эти слова так похожи. Любовь похожа на борьбу, дружба - на конкуренцию.
Состояние благости - это мир разрешенного эдипального конфликта. Мир после капитуляции. Борьба закончилась, пришлось признать поражение. Наука проигрывать приносит смирение и силу, которая за ним скрывается. Ведь кто не проигрывал - тот не может и выигрывать.
<
/p>
Главное открытие благости в том, что за благо не надо бороться с другим, потому что оно - общее. Если в страсти мы думаем, что получая благо, мы отнимаем его у близкого, то в благости приходит знание: мое благо и благо близкого - одно и то же. Помогая ему - я помогаю себе.
Именно это приносит мир в душу. Появляется способность к тонкости, нежности, уязвимости, простоте. Идеал йогов - это тонкость, совмещенная с силой. А иначе и не бывает - пока мы слабы, нам приходится быть грубыми...