Дорогие читатели, может быть, вы помните
вот эту мою старенькую статью.
К теме "И да и нет одновременно" хочу добавить отрывок из статьи британского психоаналитика-кляйнианца Рональда Бриттона "Нарциссическое пространство".
Я думаю, прочитав это, можно лучше понять феномен "Пробного" или "гражданского" брака, в частности.
"Когда мы решаем жить с кем-то в близких отношениях - неважно, с человеком того же или противоположного пола, в законном супружестве или нет - мы сталкиваемся с проблемами общего пространства, физического и ментального. В наши дни неформальных сексуальных соглашений некоторые люди, подстегиваемые клаустрофобией брачного пространства, воображают, что смогут избежать супружеской гостиной, бесконечно обитая в прихожей.
Они подобны людям, которые уже в весьма зрелом возрасте продолжают воображать, что находятся на пороге взрослой жизни. Так же и в анализе они считают, что происходящее - это генеральная репетиция, а не спектакль; они не осознают, что это и есть их собственный конкретный способ проходить анализ. И так же это их собственный конкретный способ жить в браке. У них может быть соблазн смутно воображать, что «настоящий» анализ или «настоящий» брак будет происходить позже, возможно, с другим пока-еще-неизвестным человеком в некоем неопределенном будущем времени. Так, находясь в браке или в анализе, они говорят себе, что все еще стоят на пороге. Это, что парадоксально, может приводить к нескончаемым неудовлетворительным отношениям или - примерно так же - к нескончаемым анализам. То, что не началось должным образом, не может должным образом закончиться.
Это одна из возможных реакций на страх, что тебя захватит, поглотит, в тебя вторгнется или даже тебя уничтожит психика другого человека. Есть и другие защитные решения, которые обычно принимаются для отрицания этого затруднения, но все они привлекают внимание к данной проблеме. Если опираться на данные их анализа, только что описанному мной классу людей нечего бояться настолько, как они себе это представляют. Иначе говоря, они уже выдерживают общее ментальное пространство лучше, чем, как им кажется, способны выдержать.
Это, конечно, трудно для них, временами неприятно, и это точно не райский сад до грехопадения. Если они способны примириться с тем фактом, что у них есть «брачные» отношения, что это они и есть, то способны также решить, вот этот конкретный человек «достаточно хороший» или нет, в винникоттовском смысле этого выражения. Почему они колеблются, возможно, спросите вы, если им нечего бояться настолько, как они думают? Почему, если они уже вынуждены выдерживать общую жизнь с другим человеком, они не хотят это осознать? Я пришел к выводу, что они боятся себя: то есть они боятся собственной реакции на разочарование, фрустрацию и амбивалентность. Они не только надеются найти кого-то лучшего, хотя уже нашли кого-то достаточно хорошего; они хотят верить, что они сами лучше, чем есть, хотя они не хуже, чем большинство других людей".