Jun 02, 2016 15:00
В обществе часто идут споры о том, кого можно сажать (по воду «Пусси райот», Павленского, Савченко и т.д.), а кого нет, раздается много возмущений в адрес властей, прибегающих к мере заключения.
Это все навело меня на размышления о том, почему и как люди попадают в тюрьмы. Недавно я прочла сообщение о парне, которому дали год и три месяца тюрьмы за комментарий в VK про купающихся в проруби христиан - речь идет об оскорблении чувств верующих. Конечно, в прессе и сетях это описывают возмущенно, как произвол властей. А мне в голову пришла мысль - а не может ли быть так, что колония выступает здесь фигурой, которая может защитить парня от чего-то более страшного - например, от жестокой расправы религиозных экстремально настроенных людей, как в случае «Шарли»? После того, как я опубликовала такой комментарий, собеседница ответила мне информацией, что этот парень уже отбывал наказание по другому делу - 1,5 года назад его приговорили к 2 годам ограничения свободы за то, что он подложил муляж бомбы к дверям отдела по делам молодежи
Есть такой угол зрения, с которого судьбами распоряжаются не власти - по крайней мере, не земные. А совсем другие власти - демоны бессознательного. А реальные, земные власти являются такими же заложниками более могущественных сил - молоха истории, жерновов архетипических сценариев.
Речь идет о том, что при всей тяжести тюремного быта можно предположить, что есть люди, которые хотят попасть в тюрьму. Это предположение не кажется кардинальным, если знать, что есть люди, которые хотят резать себе руки и ноги, травить себя наркотиками и алкоголем, мучить себя повторяющимися травмами и потерями - в психоаналитической психотерапии неизменно выявляется это желание. Его нельзя назвать добровольным, но оно лучшее из худших, доступных этому конкретному человеку в его жизненной ситуации. Знаете вы, наверное, и то, что хронические зэки, как только оказываются на воле, тут же совершают какое-нибудь мелкое преступление, чтобы снова оказаться за решеткой.
Я полагаю, что тюрьма защищает таких людей от чего-то более страшного, а преступление, которое они совершают, защищает их от совершения более страшного преступления. А самым страшным преступлением для человека является инцест.
Вы замечали, как много в шансоне - криминально-ориентированном пласте музыки - поют о матери? Мать для человека этой культуры - нечто святое, речь, конечно, идет об идеализированном образе матери. Влечение к матери - естественное для определенного этапа жизни - может осквернить этот образ, а допустить этого никак нельзя.
В естественной ситуации от инцестуозных фантазий мальчика защищает отец. Само его наличие является гарантом того, что страшное не произойдет - отец своей властью спасет мальчика, пока не умеющего как следуют регулировать свои импульсы, от самого себя, и не позволит ему совершить самый страшный грех. Но не секрет, что фигура отца просто исчезает из нашей жизни. Часто отец либо отсутствует, как после войны, либо унижен вследствие доминирования фаллической матери, либо приравнен к ней - папа как «вторая мама» в нынешнем европейском дискурсе, где отец может сидеть в декрете вместо матери и, конечно, не может быть тем Другим, кто способен произвести триангуляцию.
Я полагаю, что тюрьма и выступает для таких людей отцом, который защищает их от инцеста, потому что реальный отец не смог. Принеся огромные жертвы, отказавшись от счастливой судьбы, такие люди все-таки находятся под защитой того, кто умеет справляться с их сырыми импульсами. Это похоже на «мафиозную организацию» в психике, описанную Розенфельдом как мучающую и защищающую одновременно.
Есть такая тюремная загадка (сразу извиняюсь за грубые выражения, но из песни слов не выкинешь) - «Справа пики наточены, слева х*и надр***ны. Куда сам сядешь, куда мать посадишь?». Правильный ответ - «На пики сам сяду, мать на колени посажу». Понятно, что «х*и надр***ны» означают возбужденный пенис, и что нужно принести любые жертвы (сесть на пики наточены), но не допустить соития с матерью.
Какое-то время назад я консультировала подростка 17 лет, который боялся попасть в психушку или тюрьму. Выяснилось, как это часто бывает, что страх его был равен желанию. Постепенно стало понятно, что жизнь вдвоем с матерью привела его к безумному сексуальному напряжения между ними, которое он больше не мог выносить, и боялся\хотел сойти с ума или совершить преступление. Просто уйти от матери он тоже не мог, так как чувствовал, что должен спасать ее и замещать ей потерянного мужа. Натуральная пытка для парня, врагу не пожелаешь таких мучений.
После этого случая я стала глубоко сочувствовать хроническим заключенным. Дети расплачиваются за грехи родителей, и это никак не изменить, на том мир стоит.
Собственно, агрессия в адрес правителей, имеющих власть сажать, - это часто стремление подтвердить их власть. Что-то вроде слов сына: «Папа, ты ведь и правда сильный и жестокий и не допустишь, чтобы я переубедил или разжалобил тебя?».
Есть такая украинская поговорка «Не лізь поперед батька в пекло», то есть «не лезь раньше отца в ад». Когда образ образ отца как символа закона отсутствует, ребенок прямиком в ад и попадает, потому что отец - единственная защита от этого.
Конечно же, все это касается и обычной бытовой жизни, отношений с детьми, например. Угол, в который ставят ребенка, чулан, в который его закрывают - та же тюрьма или психушка, их маленький аналог. И если ваш ребенок "выпрашивает порки" и провоцирует наказания, можно задуматься, зачем они ему так нужны.
Общество,
Игры в которые играют люди,
Явь,
Профэшнал,
Миф,
Навь,
Защиты