Небольшой
храм Спаса-Преображения в погосте Колпино, находящемся на западном берегу острова Колпино в Псковском оз. (Печорский р-н Псковской обл.) принадлежит к слабо исследованным памятникам.
Впервые, он упоминается в 1463 г., когда немцы "зажгли" ("сожгли") церковь и стоящие поблизости рыбачьи поселки (исады). Храм в это время был, видимо, деревянный. Храм "Преображения Спасова на Колпине" упоминается в писцовой книге 1585-1587 гг. Колпино было центром Колпинской губы Завелицкой засады Псковского уезда.
В настоящее время храм представляет собой довольно крупный четверик (8,4 х 8,4 м), завершенный четырехскатной кровлей и крупным деревянным барабаном с шлемовидной главкой.
Четверик сложен из плитняка на известковом растворе кремового цвета. С востока к четверику примыкает пониженная полукруглая абсида, с запада - невысокий притвор, по ширине равный четверику. Перед притвором поставлена невысокая двухъярусная колокольня. Из архивных источников (сведения заимствованы из паспорта, составленного Б. С. и Е. И. Скобельцыными) известно, что в 1847 г. был сломан старый каменный свод четверика и заменен плоским перекрытием. Тогда же вместо каменного барабана был водружен ныне существующий деревянный. В 1857 г. старый притвор был заменен ныне стоящим. В 1871 г. построена колокольня.
Стены притвора и колокольни сложены из плиты, но с использованием кирпича. Судя по смятой форме абсиды и использований в ней кирпича, эта часть храма также сооружена в середине XIX в.
Декорация фасадов четверика характерна для псковской архитектурной школы XV-XVI вв. На восточном фасаде сохранились только крайние лопатки, что связано с перестройкой абсиды. На других- фасадах стены расчленены довольно широкими лопатками на три прясла. На северном и южном фасадах сохранились двухуступчатые лопастные арки в боковых пряслах и основания лопастных арок - в средник. На западном фасаде в среднем прясле ясно видны очертания трехлопастной кривой. Крайние прясла на боковых фасадах равны по ширине, что характерно для бесстолпных храмов. На северо-западном и юго-западном углах имеются закрестья, разделяющее лопатки смежных фасадов, с востока закрестья не сохранились. Можно предположить, что дверь на северном, фасаде и низко расположенное окно на южном фасаде соответствуют боковым дверям первоначального храма, то же можно сказать об окне второго света на северном фасаде. Положение дверей и окна на боковых фасадах, видимо, древнее, но формы их изменены.
В интерьере храма арка, ведущая в абсиду, явно поздняя, растесанная, но стена над ней не перекладывалась и сохранила два голосника. Арка в трапезную также расширена в середине XIX в. На северной стене сохранилась штраба от пяты коробового свода, ориентированного по оси запад-восток. В середине видна штраба полукруглого люнета поперечной распалубки. Такая форма свидетельствует о том, что храм был бесстолпным и относился по своему перекрытию к одному из двух типов: "с несущей распалубкой" или "со ступенчатой распалубкой". Судя по ширине распалубки и размерам храма наиболее вероятна типология с прорезающей коробовый свод несущей распалубкой. Храмы с подобными сводами часто встречаются в псковской архитектуре XV-XVI вв.
Бесстолпные храмы нехарактерны для псковских погостов. Известен только еще один храм: церковь в Пустом Вокресении 1495 г., отличающаяся от колпинского памятника по характеру сводов и декору фасадов.
Дата храма в Колпино оставалась бы в широких пределах XV-XVI вв., если бы на колоколах, висящих на существующей колокольне, не было надписи, раскрывающей имена заказчиков и дающей дату отливки. Надпись никогда полностью не публиковалась и потому мы приводим ее целиком, раскрыв титла (буквы в скобках) и заменив устаревшие буквы кириллицы: первый колокол - "СЛИТЫ БЫ СИЯ КОЛОКОЛЫ НА ПАМЯТ С(БЯ)Т(О)ГО АИ(ОСТО)ЛА ЛУКЫ ЛЕТА 7066Г0 М(ЕСЯ)ЦА ОКТЯБРЯ В.18 ДНЫ К ХРАМУ ПРЕОБРАЖЕНЫ) Г(ОСПО)ДА Б(О)ГА СП(А)СА НАШЕГО И(ИСУ)СЪ Х(РИ)С(Т)А В КОЛПИ-НОЕ ПРИ ДЕРЖАВЕ ЩА)РСТВИЯ БЛ( А) ГОЧ( ЕС) ТИВАГО Ц(А)РЯ И Г(ОСУ)Д(А)РЯ ВЕЛИКАГО КН(Я)ЗЯ ИВАНА ВАСИЛЕВИЧА ВСЕЯ РУСИ И ПРИ АРХИЕП(ИСКО)ПЕ ВЕЛИКАГО НОВАГРАДА И ПСКОВА ПИМИНЕ И ПРИ С(ВЯ)Щ(Е)ННИКЕ ЕРМОЛЫ ВАСИЛЕВЕ С(Ы)НЕ И ПРИ ДЕТЕХ БОЯРСКИХ КОЛПИНСКОЙ ГУБЕ ИВАНЕ БОРИСОВЕ С(Ы)НЕ"; второй колокол - "ПО¬ВЕЛЕНИЕМ СТАРОСТЫ ЦЕРКОВНАГО ОМЕЯНА ГРИГОРЬЕВА С(Ы)НА И ПЕТРА ОНИСИМОВА С(Ы)НА И ПРИ СТАРОСТЕ ВОЛОСНОМ ОНТОНЕ А ДЕЛАЛИ МАСТЕРЫ ПСКОВИЧИ МНОГОГРЕШНЫ РАБЪ КУЗМА ВАСИЕВЪ С(Ы)НЬ ДА ЛОГИН СЕМЕНОВЪ С(Ы)НЪ КОЛОКОЛНИКИ ЗЗА ВЕЛИКИХ ВОРОТ СЛАВА СВЕРШИТЕ¬ЛЮ И ВСЕХИТРЕЦУ ЕДИНОМУ Б(О)ГУ АМИНЬ".
Следовательно, колокола для колпинской церкви были отлиты 18 октября 7066 (1557) г. Заказчиками были: боярские дети Колпинской губы (назван один Иван Борисов), церковный староста Омельян Григорьев, Петр Онисимов, а также волостной староста Онтон. Упоминается и священник Ермола Васильев. Иван Борисов пока не идентифицирован ни с одним из помещиков, церковный староста Омельян Григорьев и Петр Онисимов тоже неизвестны, но в 1585-1587 гг. в писцовой книге в исаде на Колпинском погосте упоминаются Якушко Омельянов и Дорох Онисимов, возможно, связанные с лицами, названными в надписи 1557 г. Почти точно можно отождествить волостного старосту Онтона с Онтоном Силиным Выповским, владевшим в 1585-1587 гг. землями в самом Колпине и деревне Шартово (Шертове) на острове Колпино.
Колокола отлиты накануне Ливонской войны, начавшейся в январе 1558 г. Представляется, что ко времени около 1557 г. можно отнести и постройку самого храма Возведение каменного храма на западной границе Псковской земли очень необычно. Подобное строительство в пограничной с Ливонией и, как видно из известия 1463 г., небезопасной местности, стало возможным только из-за усиления Русского государства в связи с переходом к более агрессивной и уверенной политике в отношении немецких государств Прибалтики. Ясные и гармоничные формы четверика храма говорят о продолжающейся в 1550-е гг. традиции строительства отдельностоящих бесстолпных храмов. Церковь в Колпино важна для уяснения типологии каменного строительства в погостах, где в XVI столетии возводятся в основном средние по размерам четырехстолпные храмы. Интересно участие помещиков церковном строительстве. Кроме того, мы получаем новые сведения об архитектуре 1550-х гг. - времени наименее известном в истории псковского зодчества XVI в. Как известно, в 1555 г. большая группа псковских мастеров и каменщиков была вызвана в Казань. Церковь в Колпино сооружена оставшимися мастерами, вероятнее всего, той артелью, которая работала в 1540-1560-е гг. в. Псково-Печорском монастыре. Этот монастырь, по данным 1585-1587 гг., имел в Колпино свой рыбачий поселок-посад.
Несколько слов следует добавить о мастерах-литейщиках колпинских колоколов. Кузьма Васильев и Логин Семенов вместе слили не только колокола 1557 г. В 1558 г. они слили колокол для Псково-Печорского монастыря, в 1559 г. - еще один колокол, бывший в Белозерске, в 1567 г. - колокол для Троицкого собора в Пскове. После 1567 г. Логин Семенов работал один: в 1570 г. два колокола слиты для Юрьева Ливонского ("Ерьево"), в 1572 г. отлиты два колокола для церквей Воздвиженья и Петра и Павла на Государевом дворе в Пскове и еще один колокольчик, бывший в Троицком соборе. В 1574 г. отливается еще один колокол, а в 1578 г. - колокол для церкви Успения с Пароменья. Таким образом "подпись" псковских литейщиков "из-за Великих ворот" Пскова дает начальную дату как совместного творчества Кузьмы Васильева и Логина Семенова, так и начала работы Логина Семенова.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1992 год