Распад индоевропейского языка прошел ряд этапов и длился тысячелетия. Сначала из индо-европейекой общности выделились хетто-лувийские племена (3 тыс. до н.э.). Вслед за ними стали постепенно отделяться индоарийцы, иранцы, армяне, греки, фракийцы, тохары (3-2 тыс. до н.э.). Европейские этносы являются более поздними образованиями.
Во 2 тыс. до н. э. в Западной Европе, как показали изыскания X. Краэ, существовала этноязыковая общность, слаборасчлененная на отдельные диалекты, внутри которой выработалась общая лексика в области сельского хозяйства, социальных отношений и религии. Исследователь назвал ее древнеевропейской.
Археологическим эквивалентом древнеевропейцев является среднеевропейская культурно-историческая общность полей погребальных урн позднего бронзового века и предшествующая ей культура курганных могил.
Культура курганных могил (1500 - 1250-1200 гг. до н. э.) распространилась от Рейнских земель до Карпат. Она характеризуется земледельческо-скотоводческим бытом и быстрым развитием металлургии. На поздней стадии ее эволюции наблюдается исчезновение курганного обряда и распространение захоронений по обряду трупосожжения на обширных грунтовых могильниках, называемых археологами полями погребальных урн. Новое образование - культурная общность полей погребальных урн (1250-1200 - 800-700 гг. до н. э.) - характеризуется уже земледельческим укладом. Земля обрабатывалась плугом, который тянулся лошадью или волами. Еще активнее развивалась металлургия. Условия жизни были весьма благоприятными, поэтому быстро растет число поселений, они становятся более крупными, развивается культура и искусство.
С началом железного века происходит существенный поворот в развитии техники, начался процесс расселения древнеевропейцев и их активное взаимодействие с другими племенами. Результатом этого стала дифференциация древнеевропейской общности.
В южных и юго-западных областях древнеевропейского ареала формируется культура гальштата. Западногальштатская область (первоначально - верховья Рейна, Дуная и Роны, позднее распространилась на земли Франции и Северной Испании) стала основой формирования кельтов. Кельты латинского времени, культура которых является дальнейшим развитием культуры западного гальштата, уже хорошо известны по описаниям античных авторов.
Восточногальштатская область (Северо-Западная часть Балканского полуострова, Адриатика, на севере до Паннонии) надежно отождествляется с иллирийцами, которые упомянуты еще Геродотом, а впоследствии хорошо известны по описаниям многих авторов. В латенское время культура иллирийцев продолжала развитие восточного гальштата, но значительные иллирийские земли были заняты кельтами. В конце I-Ш в. до н.э. иллирийцы были покорены римлянами и постепенно были романизированы.
Судя по античным источникам, на северном побережье Адриатики, к северо-востоку от реки По жили венеты, язык которых засвидетельствован в кратких надписях VI-I в. до н.э. Венетами, бесспорно, оставлена культура эсте, которая эволюционировала из среднеевропейских полей погребальных урн. Об этом отчетливо говорит ранняя стадия культуры эсте (950-750 гг. до н.э.). В дальнейшем она развивалась самостоятельно. С 183 г. до н.э. область стала подвластна Риму и культура их была постепенно поглощена римской.
Апеннинский полуостров с материковой частью Италии вплоть до приальпийских областей а глубокой древности принадлежал доиндоевропейским племенам (пелазгам, лигурам, сиканам и др.), о чем отчетливо свидетельствует топонимика. Миграция сюда древнеевропейцев - предков италиков - осуществлялась несколькими волнами. Переселенцы из среднеевропейских земель принесли на Апеннинский полуостров свою обрядность - поля погребальных урн. На местах их расселения постепенно складываются новые культурные образования - культура вилланова (Лациум, Эмилия и Тоскана) и культура голасекка в Ломбардии и Пьемонте.
В V-III в. до н.э. италийские племена Апеннинского полуострова, как и этруски, были покорены Римом и подверглись романизации.
Ныне можно определенно утверждать, что древнейшей германской культурой была ясторфская. От нее прослеживается непрерывное генетическое развитие древностей до культуры германцев, описанных Цезарем. Сильное влияние среднеевропейской культуры полей погребальных урн на культуру племен Ютландии и смежных земель Северной Европы начинает сказываться еще в конце 2 - начале 1 тыс. до н. э. Воздействие постепенно усиливается, причем можно говорить не только о культурном влиянии, но и об инфильтрации носителей культуры полей погребальных урн в среду местного населения, представленного в эпоху поздней бронзы несколькими разнохарактерными древностями. В результате различия между культурами нивелируются, население от курганного обряда с трупоположениями переходит к полям погребений с трупосожжениями. Около 600 г. до н. э. в результате взаимодействия местного и пришлого населения складывается единая культура - ясторфская. Около 550 г. до н. э. носители поморской культуры из Польского Поморья постепенно расселяются в южном направлении в землях, заселенных древнеевропейцами. В течение полутора столетий племена поморской культуры освоили значительные пространства ареала лужицкой культуры в Повисленье и смежных частях бассейна Одера. Лужицкое население при этом не покинуло мест своего обитания и пришлые племена постепенно перемешались с ним. В результате такого взаимодействия формируется культура подклошовых погребений, которая ретроспективно может быть определена как славянская.
Таким образом, этногенез и германцев, и славян также связан со среднеевропейской культурой полей погребальных урн. Предки этих этноязыковых образований вместе с предками кельтов, иллирийцев, италиков и венетов и составляли древнеевропейскую общность.
Этноним венеты-венеды в Европе восходит к глубокой древности и - есть все основания полагать - был широко распространен среди древнеевропейцев. О венетах Северной Адриатики речь уже шла. Античным авторам были известны еще венеты, проживавшие среди кельтского населения Бретани. Этнонимы, производные от этой основы, зафиксированы среди германских и кельтских племен. По античным сочинениям известно немало топонимов, образованных от этнонимов венеты-венеды. Налицо архаический пласт этнонимии и топонимии, связанный с древнеевропейской общностью.
Вероятно, этот этноним бытовал и в северо-восточной части ареала древнеевропейцев среди лужицких племен. Этот этноним и был перенесен германцами на славян. Становится понятным, почему ранние славяне известны в источниках первой половины I тыс. н. э. под именем венеты-венеды, а германцев и западные финны используют его до сих пор для именования славян.
Племена лужицкой культуры на поздней стадии своей истории расселились в землях западных балтов. В этой связи можно говорить об участии в этногенезе балтов древнеевропейского населения. Но в целом этногенез балтов связан с другой волной индоевропеизации Северной и Средней Европы - племенами культур шнуровой керамики.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1992 год